laertsky.com
Главная страница
Карта сайта
Форум
лаэртский
Дискография
Песни и аккорды
Стихи und поэмы
Альбомы в mp3
Лаэртский Бэнд
Голоса Родных
Концерты
Акварели
Wallpapers
Ответы на письма
Бесило-Радовало
"Медведь"
со стороны
Переводы
Видеозаписи
Радиоэфиры
Публицистика
Иллюстрации
Подражания
монморанси
О программе
Эфиры 1992-95
Эфиры 1996
Эфиры 1997
Эфиры 1998
Эфиры 1999
Эфиры 2000
Эфиры 2001
Silver Rain
Заставки
Терминология
Сайты гостей
прочее
Читальный зал
Музей сайта
Гостевой стенд
Картинки недели
Архив рассылки
Голосования
"Месячные"
реклама
laertsky.com  |  публицистика  |  zotov2  


Александр Лаэртский: "Что в Вымени тебе моём?"

Есть в Москве шибко плодовитая творческая личность по фамилии Александр Лаэртский, которая вот уже порядком лет пятнадцать занимается, мягко говоря, несколько нетрадиционной муздеятельностью, являясь одним из главных мастеров изысканной словесности и знаменитого в определенных кругах не только как автора множества сугубо раздолбайских песенок с обязательным применением так называемой ненормативной лексики , но и как прекрасный ведущий довольно специфической (и, видимо, единственной и неповторимой по ряду понятных причин) программы "Монморанси" на радиостанции "Эхо Москвы".

А уж какой крутейший острослов и тончайший знаток всего сущего этот легендарный организатор панк-группы "Волосатое стекло" образца 1987 года! И какой отменный философ-констататор-сюрреалист: "Волосатые уши - признак злобной зависти!"; "В лес да по ягодицы!"; "Вьетнамец играет на арфе, объевшись селедки жареной!"; "Семен Васильевич Петлюра! - кричат хохлы, махая салом!"; "Детства моего чистые глазёнки съели с потрохами..." ну и т.д. и т.п. и, как говорится, ещё много-много раз по столько!..

К величайшему прискорбию, что-то никак не засвечивается Александр Батькович (по собственному признанию, с фамилией не первой, но даже родители меня зовут Лаэртским ) в нашей, явно подуставшей (опять мягко говоря, конечно) от творчества ансамблей типа "Друзья", "Певцы" и прочие "Бесята", стране. Да, были моменты, приглашали вроде, да вот что-то обязательно срывалось. Не по вине артиста, естественно. Посему-то зачастую отечественным любителям (и ценителям!) его произведений доводилось только... терпеливо ожидать, что ещё и когда именно выдаст сей разупыханный молодчик and лиричный чувак (ранние самохарактеристики А.Л. - Прим. авт.)? Причём, бывает, ждёшь буквально годами!

Как, допустим, альбом "Неброские носки", появившийся пять годков тому после трехлетнего перерыва от... "глазёнок". А ведь мы действительно ждём, господин тёзка, честное экс-пионерское!.. И вот она, награда: аккурат в начале последнего летнего месяца некими окольно-подпольными путями я (А.З.) осуществляю сразу два (!) чудесных приобретения: видеозапись концерта музыканта в российской тэвешной Программе А 1997-го и магнитоальбом 1998 года с таким вот пупсиком-зайчишкой на обложке и со столь же оригинальным обзывом "ВЫМЯ", увидевшем свет на московской фирме "Элиас" (кстати, одной из немногих, взявших на себя такую смелость не в первый раз)...

Цитатник А-А-А

Эх, не удержусь, чтобы практически дословно не передать то А-ашное интервью нашего героя, данное им как бы в дружеской беседе... обыкновенному пацану лет 12-ти. То есть, представьте, идут себе по заснеженной дорожке мимо стен длиннющей и высоченной обшарпанной домины два молодых человека, и тот, что постарше лет на двадцать, на полном серьёзе (лишь изредка с едва уловимой иронией в голосе) растолковывает собеседнику собственную политику:

- Начнём с того, мой молодой друг, что у меня не творчество, а искусство. Творчество бывает у трудового народа. Скажем, когда слесарь в свободное от работы время вытачивает матрёшки и прочую такую байду - мы можем назвать это творчеством. Я же занимаюсь искусством, которое вообще, как ошибочно говорят, принадлежит народу. Нет, оно принадлежит всем! В том числе интеллигенции. Вот и моё искусство принадлежит людям интеллигентным, людям, за которыми в данной стране, как и в других странах мира, будущее, понимаешь ли... Ты, видимо, хочешь узнать, почему у нас все так плохо?

- Да, хочу, конечно!

- Потому что бытовало мнение, что перестройку идиотскую сделали не политики, а рокеры. А рокеры обосрались. Вот... И сейчас эта ситуация, которая сложилась, это всё благодаря творениям таких людей, как, например, господин Раннер с его программой "Человек в горшке", таких программ, как "Я с самой" и так далее, понимаешь? Также масса эстрадных артистов, как то Маруся Черникова, Игорь Буйнин и прочие. И вот пока эта вражеская сила будет существовать, пока её будут слушать массы, пока массы будут им поклоняться, пока... хм... моё искусство будут называть творчеством - тут всё и будет плохо!..

- Вы на учёте нигде не стояли?

- Ты имеешь ввиду по дурке? Нет, в милиции - было дело, по дурке -не-а...

- Скажите, вы любите детей?

- Детей я люблю... э-э... тихих. Потому что тут недавно сходил в модный бассейн с одной шумной девочкой, она исцарапала мне всю спину и всячески требовала внимания! Таких детей я... ну, не люблю. Вот... А когда ребенок, типа как ты, тихо-спокойно идёт рядом, не бегает в сторону и не надо его на поводок сажать - таких детей я люблю. И ещё детей, конечно, которые могут ну как-то за мной ухаживать: как то приготовить пищу, принести тапочки, протереть пыль в моей комнате...

- На кого вы равняетесь?

- Это такие же великие люди, как и я. Безусловно, даже более великие. Это, конечно же, Майк Науменко, Владимир Семёнович Высоцкий. То есть, мощная прослойка российской культуры - настоящей культуры, а не такой вот гипертрофированно-уродско-социальной, как вот, скажем, группа "Отбитые мошонки" там, "Дристящие" или там иже с ними... "Бзделки", ансамбль женский. Понимаешь? Я за то, что останется всегда! "Битлз" на меня, например, не оказал никакого влияния, поэтому я такой хороший...

- Так всё-таки: что же есть ваше искусство?

- Моё искусство - это игра в дартс: я всегда попадаю в центр...

Одним словом, слушать умозаключения А.Л. прелесть да и только! К тому же для разбивки данного интервью авторы программы умело подобрали песни, что называется, в струю и в жилу! Однако особенно приятно поразил всегда такой шибко серьёзный ведущий Сергей Антипов, в кратеньком резюме выдавший, думаю, довольно меткую характеристику: "Многих подкупает его бесхитростная, подростково-наивная поэзия; некоторых пленяет, а кого-то пугает ненормативная лексика, которую он виртуозно использует в своих песнях... Не знаю, как вы, а я всегда с интересом всматриваюсь в детства чистые глазёнки Александра Лаэртского, чей взгляд на мир, к счастью, до сих пор остался живым, ироничным и сентиментальным"...

Это Я...

Писать какую бы то ни было аннотацию на альбом "Вымя" (впрочем, как и на любой проект А.Л. вообще) дело изначально гибельное: ну как тут буквочками да значочками передашь на бумаге воистину животрепещущее звучание гитарно-клавишно-флейтистско-трубного неподражаемого винегрета липучих, как разжёванная жвачка к волосам манекенщицы, мелодичных и глубоко лирических всех 18-ти (!) тем 60-минутного нерифмованного стебалова от и до!? Сказать, что, дескать, душевно, образно, мягко и до боли простодушно - не сказать ничего! И тот же само собой разумеющийся некоммерческий матерок - нет, не грубый, а по сюжету даже как бы... ну нежный, что ли!

Допустим, первая же песенка "8 марта":

По Военно-Грузинской дороге пыльный обоз х...т,
Везёт белье кружевное, бижутерию и колготы
Женщинам, что в окопах в касках и противогазах
Уже вторую неделю заняты важной работой:
На них проверяют газы, трассирующие пули,
И ох...е бомбы, напалмовые и не очень!..

Ну и дальше барабанит такой задорный долбёжный кач, что ноги сами натурально ишь чё выкаблучивают !.. А после еще круче тема про то, как герой заделался... маляром:

А то исписала мохнатоногая
Ребятня, малышня, детвора, б..., сраная
Всю дверь ох...ной непотребщиной!
Мама приехала и ох...а!..

К слову, не удивляйтесь на эпитеты типа "мохноногая" - это ещё самый слабенький неологизм made in Layertskiy! А вот слова, не читаемые ввиду многоточий, наверняка наилюбимейшие эпитеты и глагольные формы самого А.Л, что, собственно, уже и не особо шокирует: а, собственно, разве в обыденной жизни та же молодежь (к счастью, не вся, разумеется) выражается порой иначе? Так вот пусть лучше таким вот матерочком беззлобным, наивненьким, приглаженным, как шерстка у хомячка...

Впрочем, я не собираюсь набиваться в адвокаты А.Л., тем более... тем более если сам-то он в этом никогда не нуждался. Да и в альбоме "Вымя" (как и в одноимённой песенке) подчас проскакивают перед песнями небольшие такие нарезки из различных интервью ведущего радиопрограммы Монморанси со слушателями, где последние, как бы исповедуясь, тоже не шибко разборчивы в подборе выражений. Пример? Ох, какие вы!.. Впрочем, пожалуйста. Скажем, из разговора с явно отвязанной молодой женщиной, побывавшей накануне в Большом Театре:

А.Л.: А скажите, вид со сцены - он впечатляет?

Ответ: Абсолютно! Х...я полная!..

И это из уст так называемого слабого пола. Так чего уж говорить, что после этого сам исполнитель весьма нежен в отношениях с противоположным полом. В смысле в текстах: "А мне бабы звонят, предлагают в дискотеку сходить иль пробздеться"... (песня "Левретка"); "Разбутыльные девахи пляшут бодрые кадрили!.." ("Бодрые кадрили"); "Я хочу, чтоб всегда у бабы были гладко выбриты подмышки!" ("Greenpeace") либо вовсе очень тёплые воспоминания о "Самой первой бабе"! Впрочем, судя по подпевкам Алены Сотниковой (причём весьма и весьма красивым и к месту!), обижаться на г-на Лаэртского абсолютно бесполезно, поскольку он всё равно... всех и вся вокруг любит! Да, своеобразно, странною любовию , конечно, с долей глубочайшей скептической иронии, но факт: ЛЮБИТ! Особенно это видно по отношению ко всем без различия браткам меньшим и маленьким... грудничкам:

Раз насрал грудничек
На детской площадке,
Значит, все со здоровьем
Его в порядке!
Клизму ставить не надо
И градусник тоже!
Будет пухнуть и дальше
Детская рожа!..

Ну а если сидит он
В песочнице вялый,
Куличи давит жопой
И кушает мало,
Маме следует тотчас
Насторожиться!
Взять под мышку младенца,
Смотаться в больницу!..

Доктор там пучеглазый
Вас тотчас же примет,
Грудничку его пухлые
Ножки раздвинет;
Все исследует, клизму
Большую впиндюрит!..
Постоянно в больнице
Той доктор дежурит.

Потому не стесняйтесь
Идите туда,
А не то грудничку
Настанет...

И далее простенький логичный клавишный аккордик в стиле исключительно А.Л., который (если судить по следующим песням "Нянька" и "Пупсик") сам, видимо, также познал опыт молодого папаши. Или фантазия надоумила?

Из интервью:

- Саша, ты всё сам придумываешь или на самом деле было?

- Частично. Часть, конечно, придумываю, а часть действительно реально существующих сюжетов взята из жизни...

...И вот так, стало быть, сплошняком шлёпают одно за другим: добротные рэггешники, мини-балладки, макси-рэпики, чуть ли не собачьи вальсики (песня "Пупсик II")! Поверх музычки наворочены такие офанарительные сценарии и задействованы такие сумасшедшие фантазии, что буквально ох... Ох, говорю, как охаешь там и сям!..

Чтобы, наконец, задуматься на одной из редких грустных вещей об нём, родимом, о глобальном: что бы кто чего против ни говорил (как, скажем, в интервьюшных нарезках по всему альбому), а после прослушивания альбома как-то это... Ну, жить хочется, что ли! Потому как обычно послушаешь ненароком какую слащавенькую попску либо ново-роковые веяния, и то ли смур на душе полнейший от натурального дибилизма у первых и мертвой безнадёги у вторых, то ли все козлы и подонки однозначно! А тут слуханул хоть разок, въехал в специфику и... И хорошо! И улыбка до затылка!

А всё потому, что разлюбезный друг Лаэртский (еще один самоэпитет из старинного альбома "Пионерская зорька"), прекрасно осознавая (вспомните интервью выше), что вещи вокруг творятся несуразные (песня "Ползучий Голландец"), умеет приготовить и подать праздничным тортом даже самые вопиющие несуразности по-особому мягко, доходчиво и, что главное, оп-ти-мис-тич-но! За что, собственно, и любят его ИСКУССТВО. Не все, конечно, но ведь любят...

Короче говоря, к великому счастью, не все музыканты на просторах всего бывшего три С и одно Р подались нынче с концами (и без оных) в... А чего таиться? В предательскую коммерческую распродажу самих себя - кто-то ещё продолжает быть верным своему настоящему "я", а заодно по-своему думать и творить собственный кайф!

И один из этих непродавшихся - Александр Лаэртский: поэт со своим, исключительным Выменем:

В облаках летают птицы - это Я...
Рыбою гарцует море - это Я...
С неба светит солнцем тёплым - это Я...
А еще луна к тому же - тоже ночью Я!..

Стало быть, вот вы уже и знаете, кто есть ху на самом деле, И: "Спасибо тем, кто ждал..." - как написал сам музыкант на кассете с выменной программой.

Александр Зотов

Статья (естественно, с ножницами) печаталась в белорусской прессе году в 1999-2000-м...

  laertsky.com  |  публицистика  |  zotov2
подсчетчики

 

Александр Лаэртский: laertsky@mail.ru. Администрация сайта: vk@laertsky.com.
По всем деловым вопросам пишите на любой из этих адресов.
При использовании оригинальных материалов сайта просьба ссылаться на источник.
Звуковые файлы, размещённые на сервере, предназначены для частного прослушивания.
Несанкционированное коммерческое использование оных запрещено правообладателем.
  laertsky.com     msk, 1998-2023