laertsky.com
Главная страница
Карта сайта
Форум
лаэртский
Дискография
Песни и аккорды
Стихи und поэмы
Альбомы в mp3
Лаэртский Бэнд
Голоса Родных
Концерты
Акварели
Wallpapers
Ответы на письма
Бесило-Радовало
"Медведь"
со стороны
Переводы
Видеозаписи
Радиоэфиры
Публицистика
Иллюстрации
Подражания
монморанси
О программе
Эфиры 1992-95
Эфиры 1996
Эфиры 1997
Эфиры 1998
Эфиры 1999
Эфиры 2000
Эфиры 2001
Silver Rain
Заставки
Терминология
Сайты гостей
прочее
Читальный зал
Музей сайта
Гостевой стенд
Картинки недели
Архив рассылки
Голосования
"Месячные"
реклама
laertsky.com  |  публицистика  |  2004  


Александр Лаэртский: "Взрослеть нельзя!"

Когда-то песни самого непредсказуемого автора-исполнителя нашей страны Александра Лаэртского сопровождались аккомпанементом единственной полурасстроенной гитары. Непредсказуемого - потому что невозможно было угадать, во что в следующий раз выльется его талант, сводящий воедино черный юмор детских четверостиший и мудрость и лексику "гариков" Игоря Губермана. Сегодня "Лаэртский бэнд" - это команда музыкантов-виртуозов (это своими ушами слышали все, кто пришел на очередной концерт "Акустик Холла" в клуб "Вавилон-Диско"). В "бэнде" - гитара с объемным джазовым звуком, уникальный контрабас 1784 (!) года создания, обладающий глубоким бархатным тембром, и энергичные, но не навязчивые ударные. Музыканты легко играли со стилями, превращая песни то в современные городские романсы, то в буги-вуги, а то и в лирические блюзовые баллады с цитатами из классических мелодий. Сам Александр Лаэртский, выстукивая ритм трогательным детским бубном из пластика, весело и иронично пел об уродствах нашего родного социума. Об одиночестве среди людей, о том, что гуманизм и доброта - в терпимости.

Так как проект "Акустик Холл" проходит под девизом "Не громко и не поздно", то концерт, в отличие от обычных клубных мероприятий, закончился еще до наступления ночи. И, когда довольные слушатели (в противном случае три раза на "бисы" музыкантов не вызывали бы) делились впечатлениями и собирались расходиться по домам, у меня еще было достаточно времени до последнего троллейбуса, чтобы поговорить с Александром Лаэртским серьезно и не спеша.

Детства моего чистые глазенки

- Я сегодня слышала мнение, что вы застряли в детстве. Вы согласны с этим?

- Когда мне кто-то говорит: мол, Саша, пора взрослеть, я выхожу из себя. Что значит взрослеть? Отрастить мозоли на попе, купить солидную машину и с деловым видом ездить на дачу пить там безалкогольное пиво? Взрослеть нельзя! Взросление - это противоестественный процесс для психики. Тушки наши бренные, конечно, взрослеют. А психику не трогайте! Если психика моя молода, то и тело будет ощущать себя молодым. Да я "солнышко" на турнике кручу!.. На самом деле ребенок рождается ангелом. Он чувствует, знает и понимает гораздо больше, чем его мама глупая... Именно поэтому некоторые мамы своим дочкам так косички заплетают, что у тех глаза на лоб лезут. Все, что связывает нас с детством, - это такая вещь, которую ни под каким давлением нельзя рубить. Даже если мы все будем дряхлыми, с костыльками под мышками, все равно внутри каждого из нас должен быть ребенок.

- Правда ли, что вы пишете книгу для детей?

- Правда. Сейчас я работаю над книжкой про Канарейку Чирик, она будет большая и толстая (я книжку имею в виду). Дело в том, что я годами работаю над одной детской книжкой.

Из песни слова не выкинешь

- Что вы читаете?

- Я в этом смысле совершенный тюфяк: мне нравятся старые вещи - Чехов, Гоголь. Я с трудом воспринимаю новые литературные явления. Например, появилась женщина по фамилии Улицкая. Да я даже читать это не буду, мне это не интересно! Что мне, Саше Лаэртскому, может рассказать женщина с фамилией Улицкая такого, что меня бы зацепило?! Ну, я читал Сорокина, и это доставило мне некое удовольствие, скрасило мои будни. Но не больше. А вот когда читаешь Чехова, то буквально чувствуешь запахи! Это задевает уже не интеллектуальную, а эмоциональную сферу.

- Значит, Пелевин или Лимонов от вас далеки...

- Лимонов замечательный писатель, очень сильный, но его политические амбиции смешны и неуклюжи, и, главное, совершенно бесполезны.

- Чья поэзия вам ближе?

- Скажу честно, я не умею воспринимать стихи "с листа". А все мои любимые поэты, к сожалению, уже умерли и не могут мне прочитать свои сочинения... Я уверен: когда автор сам читает свое произведение - это самое лучшее. И пусть говорят, что Есенин читал вульгарно. Если человек меня резвит, если я углубляюсь в его творчество и мне это доставляет удовольствие, этого достаточно, чтобы я его уважал. Общественное мнение меня не волнует. И если кто-то скажет, что Сорокин - дерьмо, я проигнорирую это мнение хотя бы потому, что когда-то книги Сорокина отвлекли меня от рутины. В своих оценках я основываюсь только на субъективных ощущениях.

- По логике сейчас нужно поговорить о музыкальных пристрастиях.

- Я слушаю очень хорошую музыку и делаю это на очень качественной аппаратуре. Буквально позавчера у меня появился на видео последний концерт Nazareth - это одна из моих любимых групп. А так я слушаю музыку достаточно широкого диапазона - от Шаде и Чика Кориа до Маркуса Уильяма. Я коллекционирую модные записи, я разбираюсь в технике. (Несколько иронично): У меня есть студия своя.

- В свое время ваша авторская радиопрограмма "Монморанси" была довольно популярна, до сих пор находятся люди, которые мечтают о ее возвращении в эфир. А расширить аудиторию, пробиться на телевидение вы не хотите?

- Вы же видите, насколько прискорбная сегодня ситуация на нашем телевидении. Там нужно иметь не вход, а брешь, пробитую огромной кувалдой. Нужно избавиться от нынешней администрации каналов, может быть, даже с помощью убийства, и создать четыре государственных телеканала. Четыре, один из которых должен быть спортивным, второй должен быть посвящен жизни животных (может быть, в дальнейшем он сможет совмещать свои функции с телеканалом "Культура", а может быть, "Культура" останется самостоятельной), и еще один должен быть информационным, но без политической аналитики. Без этих умных глаз за очками.

- А музыкальное видео на какой из этих каналов определите?

- Клипов тоже не будет! Клипы - это же совершенно сиюминутное явление, а музыкальное телевидение - это дискредитация музыки. Для этого есть DVD, есть стереоиздания концертов, которые нужно слушать с хорошим звуком. А трансляция клипов по ТВ - это прежде всего "откат бабок", то есть, попросту говоря, откровенное взятничество. Посмотрите, кого мы считаем за хороших музыкантов из-за этой финансовой политики. Злобную женщину Ларису Долину, против которой я ничего не имею, но энергетику которой чувствую безошибочно. И я прекрасно понимаю талант и даже гениальность Аллы Борисовны Пугачевой, но она поет зло. У нее злая энергетика, и люди, которые этого не чувствуют, либо себе лгут, либо они просто дубины.

- А свою музыку вы считаете доброй?

- Конечно. Не то что доброй - это просто живительная струя гуманизма. (Улыбается). И каждый, кто ее потребляет, будет вечно жив и молод.

- Сегодня на концерте вы пели много песен, которым больше пятнадцати лет, некоторые из них - с "культового" вашего альбома "Пионерская зорька". Сейчас вы эти песни поете ради слушателей, которые хотят их слышать снова и снова, или считаете, что ничего лучше с тех пор не написано?

- Скажу честно, некоторые песни тех времен, например, про комсомолку в юбочке короткой, меня дико бесят. Я считаю, что ситуация, когда тот период давно прошел, скаутов всех перебили, а мы все еще "зависаем" на комсомолках, сродни той, как если бы мы достали сейчас свои старые пеленки и начали в них писаться. Но есть песни, которые нельзя не петь. Я не имею права про свое творчество говорить, что оно не стареет, но эти песни - как аппликации, накладываются на любое время.

- Почему вас, судя по вашим песням, так интересуют несчастные немолодые российские тетки?

- А что же мне - о маленьких лошадках петь? Надо ведь рассказывать о том, что мы видим, высказывать свою точку зрения на это - может быть, она будет ошибочна, но она будет.

- У вас когда-нибудь были проблемы из-за использования в текстах ненормативной лексики?

- Употребление этой лексики на концертах - это только энергетический выплеск. Здесь очень много зависит от интонации. А вот что касается печатной формы изложения своих мыслей - тут очень серьезная проблема. То, что естественно звучит вслух, может резать глаз на бумаге. Вообще же об использовании мата я могу сказать, используя изречение все того же Сорокина: "Мат должен быть окультурен. Только в этом случае он потеряет ту агрессивность, которая ему присуща". Это очень правильные слова. Мат ведь есть, и с ним надо мириться. И отношение к этой лексике лучше менять не через восприятие этих слов на дверях сортира, а через искусство.

- А вы хотели бы, чтобы ваши стихи были изданы солидным поэтическим сборником в уважаемом издательстве?

- Честно? Хочу. У меня очень много предложений, касающихся издания каких-то брошюрок, а я хочу, чтобы все было солидно. Как собрание сочинений Льва Николаевича Толстого. Но я бы не все свои стихи издал, конечно. Я считаю, в поэзии не нужно упоминать фигурантов каких-то незначимых событий - будь то политических или социальных. Поэзия - штука монументальная, все сиюминутное при издании из нее должно быть отсеяно. Чтобы ты взял книгу в руки и почувствовал, что это - вечное.

Почему люди не летают?..

- Свою первую профессию орнитолога вы окончательно оставили?

- Я достиг той стадии, когда понимаю, что любой профессиональный подход к живым тварям, будь то птицы или человек, - это нечто холодное и отстраненное. Сейчас я люблю всех душой - в том числе птиц и людей. И я не могу их препарировать с научной точки зрения. Понимаю, что это может показаться странным, но у меня сейчас живут две птицы, японские амадины - крохотные пуганые твари с мозгом, как у креветок. По сути своей эти птицы не могут быть приручены, но у меня они едят с рук хлеб, садятся на пальцы и даже могут греть мне ухо.

- Наверное, это оттого, что работа с животными вообще делает людей добрее.

- А я считаю, невозможно быть профессионалом - и при этом плохим человеком. Любая профессия подразумевает внутреннюю доброту, в противном случае это лицедейство, а лицедейство - тяжкий грех.

- На концерте прозвучала шутка, что вы "крупноколиберный ученый".

- Да, потому что занимался изучением птиц колибри. Дело в том, что это исчезающий вид, и в ближайшем времени мы лишимся этих замечательных живых существ. И я понял, что им не выжить без моей поддержки, без моей мускулистой татуированной руки... Хотя до того я специализировался по горным птицам. Кстати, могу вам объяснить, почему наши голуби никогда не садятся на деревья: они - горные птицы по происхождению.

- Чему мы можем научиться у птиц?

- На самом деле птицы - универсальные существа. Они умеют все: летать, ходить, плавать. Кроме того, птица - это универсальный компас. В свое время мне предлагали работать в Академии наук над проектом, касающимся проектирования авиамаршрутов на основе миграции перелетных птиц. Птицы ведь существа интуитивные, они выбирают наиболее удобный и безопасный маршрут. И когда скотина Буш начал бомбить Ирак, то огромное количество перелетных птиц там полегло, потому что у них оказалась сбита навигация (правда, об этом старательно умалчивают).

- А музыке вы, ученый-орнитолог, когда-нибудь учились?

- Я ученик профессора Стембольского, я брал у него уроки игры на гуслях, инструменте, совершенно несправедливо забытом. У меня даже есть несколько сольных инструментальных пластинок, правда, они были выпущены в Чехии и под другим именем.

- Скажите, Лаэртский - это псевдоним или все-таки ваша настоящая фамилия? Об этом столько споров идет.

- Это не псевдоним. Дело в том, что сейчас я проживаю под фамилией жены: меня очень озадачил вопрос, почему происходит такая дискриминация в браке. Всегда женщина берет фамилию мужчины, а я решил сделать наоборот. Так что в паспорте у меня сейчас фамилия жены (мы вместе уже пятнадцать лет), но настоящая моя фамилия, безусловно, Лаэртский.

- Мы сегодня довольно много говорили о том, что раздражает, мешает. А что вас радует?

- Ну, например, меня серьезно порадовал магазин оружия напротив "Вавилона". Там я увидел винтовку "Иж" - такую, какие раньше были в тирах - с оптикой, и по очень невысокой цене. Мы закупили десять этих винтовок; одну, правда, уже подарили одной ижевской гражданке, которая нам очень понравилась, и остальные раздарим, потому что друзей у нас много.

- А вы сами-то в птиц и животных не стреляете?

- Нет, что вы, ни в коем случае. Любая охота у нас заканчивается выпиванием различных напитков и всеобщим весельем... Что еще радует? Что наступает лето. Что много еще нормальных людей, которые что-то соображают, которые иронично (именно иронично, а не агрессивно) относятся к "Фабрике звезд" и тому подобным явлениям. И что у нас у всех большие перспективы в будущем.

 
 
Во время концерта Александра Лаэртского сотоварищи я решила спросить у слушателей, как они воспринимают творчество музыканта. И вот что услышала:

Алена, 21 год, студентка УдГУ: "Безумно нравится, балдею просто! Такой родной образ мыслей. Я вот тоже думаю, что абсурдно праздновать 8 Марта в стране, где женщин воспринимают как баб".

Снежана, 27 лет, психолог: "Я рада, что пришла - все очень мило и непошло. Только, по-моему, Лаэртский не изжил в себе подростковые комплексы, не вышел из детства. Я имею в виду, что у него интерес к "сиськам", свойственный подростку в период полового созревания".

Стас и Андрей, 41 и 43 года, старшие менеджеры: "Это надо же так точно сказать!.. Думаем-то мы все так, а сделать из этих повседневных мыслей, мыслишек и эмоций хорошие стихи - это дар. Песни Лаэртского - это посрамление нашего социалистического ханжества, которое, кстати, из нас до сих пор до конца не выветрилось".

"Все Каналы ТВ" (ижевский выпуск), 2004

  laertsky.com  |  публицистика  |  2004
подсчетчики

 

Александр Лаэртский: laertsky@mail.ru. Администрация сайта: vk@laertsky.com.
По всем деловым вопросам пишите на любой из этих адресов.
При использовании оригинальных материалов сайта просьба ссылаться на источник.
Звуковые файлы, размещённые на сервере, предназначены для частного прослушивания.
Несанкционированное коммерческое использование оных запрещено правообладателем.
  laertsky.com     msk, 1998-2023