laertsky.com
Главная страница
Карта сайта
Форум
лаэртский
Дискография
Песни и аккорды
Стихи und поэмы
Альбомы в mp3
Лаэртский Бэнд
Голоса Родных
Концерты
Акварели
Wallpapers
Ответы на письма
Бесило-Радовало
"Медведь"
со стороны
Переводы
Видеозаписи
Радиоэфиры
Публицистика
Иллюстрации
Подражания
монморанси
О программе
Эфиры 1992-95
Эфиры 1996
Эфиры 1997
Эфиры 1998
Эфиры 1999
Эфиры 2000
Эфиры 2001
Silver Rain
Заставки
Терминология
Сайты гостей
прочее
Читальный зал
Музей сайта
Гостевой стенд
Картинки недели
Архив рассылки
Голосования
"Месячные"
реклама
laertsky.com  |  публицистика  |  2006  


Александр Лаэртский: "Человек будущего похож на удмурта"

Дружбе народов посвящается

Евразийский этюд

Алутальу - агул шуй,
Ывын ром лао-хуйхуй.
Дудки арчи даг-чуфут -
Дом дэрбэты берш джуфут.

Юги, тама, люли, фарс -
Рум ромеос? Ути, парс!
Сето сету карачай,
Нивхи нивхгу ня адай.

Туалаг ненэчэ хань.
Нагайбаки негды дянь.
Хай! Лаккучу денг сагай!
Йыхбы ёгэн джуги гай!

Кето чумыль-куп карай.
Абдыр багулав пэ-бай.
Суссе кум? Хуй унанган!
Унан'ах мых урбуган.

Прочитав эти ритмизированные строки, вы наверняка задумались: на каком это языке? Зачем в тексте использована русская инвективная лексика? Что за странная смесь "китайского" с "татарским"? Все эти вопросы останутся без положительных ответов, так как в данных строках использовано столько же языков, сколько и слов, вообще нет ни одного русского слова (несмотря на очевидное сходство), а все лексические единицы, собственно, позаимствованы из алфавитного перечня национальностей и языков, подготовленного Госкомстатом России для переписных листов Всероссийской переписи населения 2002 года. "Лексический театр" - пожалуй, более подходящее определение для этой "абракадабры" из национальностей найти сложно. Согласимся, крайне почетно иметь принадлежность к этносу "хуй". Слово "прикольно", наверное, лучше подойдет, но так оно надоело... Имея такое этническое происхождение, даже стыдно ставить вопрос об упразднении соответствующей графы в паспорте - надо гордиться вовсю. Именно в таком случае "понты" как никогда уместны. Или, скажем, более напевное: "лао хуйхуй". Разве найдется на свете хотя бы один националист, имеющий что-то против национальности лао хуйхуй? Также в перечне народов России имеются фараоны, затундренные крестьяне, старожилы ленские, старожилы обские, заболотные татары (татар аж 17 разновидностей), 10 разновидностей коми и 8 вариантов еврейства. Не менее разнообразны и марийцы - те вообще, как полевые цветы, классифицируются согласно ареалам обитания: марийцы лесные, марийцы горные, марийцы восточные (уральские), марийцы луговые, и, видимо, как пограничный гибрид - марийцы лугово-восточные. Странная по своему происхождению, тем не менее, присутствующая в списке национальность "американцы" рядом с луговыми марийцами и даже чухонцами выглядит слишком банально.

Даже при беглом знакомстве с перечнем Госкомстата возникает ощущение некоей комичности, абсурда, что, кстати, с театром находится в непосредственной связи. Именно галерея исторических, психологических, ментальных архетипов, проявившихся в этнических феноменах огромного пространства, объединенного геополитически, дает обильную почву для юмора с национальным оттенком, раскрывающегося как в фольклоре, так и самых разных сферах искусства - от карикатур и анекдотов до киноэпопей. Жаль, что этот юмор зачастую достаточно пошл и носит откровенный шовинистический оттенок, из-за мнимого ощущения превосходства одной "нации" над другой. Национализм, как порождение Нового времени, невиданное и невозможное еще в период раннего средневековья, поселил в умах представителей самых различных "наций" иллюзорную убежденность в том, что все различия между людьми могут корениться не в их внутренней природной сущности, а в этнических особенностях и условиях происхождения. Поэтому люди предпочитают доверяться созданной ими самими же системе условных сигналов, согласно которой "чукча" - это уже смешно, хотя, заметим, совсем не чукчи придумали всевозможные фабрики звезд и атомную бомбу.

Фактически единственным автором отечественного андеграунда (в официальной культуре это было бы невозможно), который довел до предела и тем самым явно обнажил абсурдность национализма, стал Александр Лаэртский (к которому мы парой абзацев ниже отправляемся в гости).

Как известно, героический пафос не подразумевает подчеркивание этнической принадлежности, по крайней мере, не оставляет ей никакой принципиальной позиции в общем образе героя, за исключением специального акцента на интернационализме.

Лаэртский же, наоборот, используя свойственные ему художественные приемы, подвергает достаточно серьезной препарации национальность персонажей собственных песен. Это может быть как глубокое исследование психологизма ("Петлюра в Киеве", "Песня о нанайцах", "Нет жизни без чукчей", "Вымирание племени"), либо подчеркнутое нежелание делать акцент на национальности, дабы опять-таки перенести его на неосвоенные еще публикой участки с того самого места, где национализм обычно натирает публике пупырчатую мозоль ("злые татары в шапках киргизских", "вьетнамец играет на арфе, наевшись селёдки жареной, слезливые песни китайские, про тундру родную проблёкшую"). Чувство юмора, пробуждаемое при прослушивании подобных вещей и есть внутренний протест против абсурдности национализма (положительные его аспекты, видимо, заслуживают отдельного исследования). Но задействуется это чувство юмора, конечно, не у всех - это либо дано, либо нет, разъясняющими комментариями тут делу не поможешь.

Однако я пока не собираюсь писать диссертацию на тему "Лаэртский и народы мира" (хотя защищать филологические диссертации по Лаэртскому по-прежнему модно), поэтому давайте отправимся в гости прямиком к автору. Что меня приятно удивило - не столько опрятный, добротный, прямо скажем, недешевый дом на Рублевке, где меня принял сам мэтр, сколько наличие проживающей в доме тувинской девушки Эльзы, которая отличается полезным для женщин умением молчать, а также нездешней красотой раскосых глаз и выдающихся скул. Встретив меня с особой теплотой, она тут же предложила мне тувинские войлочные тапочки с загнутыми носками и подарила статуэтку лошади - любимого домашнего животного кочевников. Утрамбовав лошадку в наплечный рюкзак, я прошел в гостиную, где на мягких арабских коврах восседал Александр Лаэртский, потягивая китайский зеленый чай и перемежая его хрустом свежей французской булки, чей аромат вызвал у меня немедленную ассоциацию с гусарами. Не отказавшись от чая и булки, я поспешил первым делом вспомнить о поручении lj-юзера pozitiv_diller из Удмуртии.

- Наши товарищи из Ижевска сообщают, что образ изображенной на твоей знаменитой акварели удмуртской девушки выполнен весьма реалистично. Спрашивают - это знание интуитивное или приобретенное в результате поездок по солнечной Удмуртии?

Лаэртский: Я сам - условный удмурт. В моменты посещения разных стран я стремглав трансформируюсь в представителей коренной народности. Это касается не только обычаев этих стран, но и непонятно откуда приходящих речевых оборотов, свойственных коренным народам, населяющим данную местность. То есть приезжаю в Германию - становлюсь немцем, в Бурятию - бурятом, в Израиль - евреем, в Удмуртию - удмуртом. Более того, черты моего обычно очень европейского лица невольно приобретают этнический оттенок, присущий местности, в которой я в данный момент пребываю. Так что нет ничего удивительного в том, что мне на этой акварели достаточно правдоподобно удались черты удмуртской девушки.

- Существует множество устойчивых словосочетаний, типа "русские пельмени", "французская косметика", "башкирский мед", "якутские алмазы", "тувинское горловое пение"...

Лаэртский: ...румынские колодки, стена - берлинская, Папа - римский.

- Качество - немецкое, юмор - тонкий английский, грусть - испанская, булка -французская. Само по себе прилагательное, означающее национальную принадлежность предмета, несет в себе какую-то дополнительную информацию о предмете?

Лаэртский: Скажем так: не полностью информацию, но основу информации, то есть некую платформу для дальнейшего исследования и препарирования данного предмета. Если мы, например, остановимся на таком понятии как "французская косметика" или даже "украинская косметика", и решим изучать собственно косметику, то, очевидно, что предпочтение мы отдадим все-таки французской косметике, но вряд ли мы найдем отличия между варильными чанами французскими и варильными чанами лицензионными, украинскими. Во всем, что касается вещей, связанных с производством, эти понятия смешиваются и производственные ценности все более и более, благодаря процессу глобализации и влиянию ВТО, становятся в этническом плане безконтрастными, блеклыми, сливаются воедино.

- Однако это единство - мнимое, речь тут скорее идет о единообразии. Можем ли мы предположить, что одно этническое и другое этническое могут находиться на разных ступенях иерархии?

Лаэртский: Здесь как раз, мне кажется, понятие "этника" несколько унизительно. Скажем, европеец может сказать: "я поехал в Непал и купил там много этнической музыки", а непалец скажет: "я был во Франции и купил там себе европейскую музыку". "Этника" в нашем языке может означать некие забавные, экзотические якобы "пережитки", которые, тем не менее, мы не растаптываем своим мощным милитаристским сапогом глобализации, чтобы нам было над чем тешиться. "Давайте позовем в гости какую-нибудь карабахскую этническую группу танцоров в папахах".

- Или цыган...

Лаэртский: Да, из этой же серии... А если вообще абстрагироваться от моего взгляда на реальное значение слова "этника", то, безусловно, любые этнические проявления важны. Ты же видишь, у меня тут живет девушка-тувинка, заодно и убирается, хотя по-русски плохо говорит, но то, что она тут живет, говорит о том, что я - либеральный демократ. Так вот, для меня, как человека в высшей степени демократичного и либерального, ее косички и скобы по значимости равны такому "этническому моменту" Парижа, как Эйфелева башня. Эта башня ничем по своей ценности для нации, для города, не отличается, например, от ногтя австралийского бушмена, которым он вспарывает коала. Очень ловко. У него и кличка такая: "Большой Ноготь, вспарывающий коала". Мы смеемся, казалось бы, над этими несопоставимыми вещами, но с точки зрения истории, и первое, и второе - по сути, равноправные рудименты. Где-то растет алтайский корень, а где-то - сельдерей. Какая разница?

- Можно рассматривать "этническое" как антитезу "цивилизационному"?

Лаэртский: Вот индийский паровоз вмещает в себя, скажем, 800 индийцев и идет по мосту, который рухнет, если по нему поедет "Хаммер", набитый нашими 12-тью братками. Такая "этника", вероятно может считаться антитезой.. Музыкальные темы - совсем другое. Ничто эти различия не способно убить, и они никогда не будут убиты, но будут всячески искажаться. Возьмем как пример музыканта, живущего в одной стране, но играющего этническую музыку другой страны, если он только не выходец из нее. Алжирцы, живущие во Франции и играющие алжирскую музыку - это естественно, хотя они и пытаются адаптировать ее к французским ушам, чтобы бабла сколотить. О регги не говорю, потому что это не этническая музыка, а культовая - совершенно разные вещи. Но если, предположим, группа из Рязани пытается играть этническую, допустим, уйгурскую музыку, то это, на мой взгляд, от неумения играть вообще и от желания блеснуть своей "неординарностью", своим "необычным мышлением" в этой области. Все равно, что написать слово "ебаться" через два "ц" (новояз интернетовский), для меня это равнозначные вещи. К тому же, этника - это все-таки сравнительная характеристика. То есть француз может сказать об алжирце, что тот - "этника", а алжирец о Франции - это "европейская культура". То есть надо говорить не столько об этнике, сколько об аутентичности.

- Неужели инструменты, на которых группа из Рязани станет играть уйгурскую музыку, действительно аутентичны?

Лаэртский: Это на самом деле подделки ребят из Братеево или из Мещеры, которые видят себе именно так эти народные инструменты, изучают там себе "культуру неведомых народов", дескать, "мы все такие в этнике", "у меня вот даже есть серьга оттуда". Но изучают-то они ее по книжкам сочинённым всяческими историками, порой ни разу не выезжавшими за пределы своего посёлка! Поэтому истинный интерес, если говорить о музыке, представляют только истинные аутентичные вещи, например, найденный на раскопках гигантский дудук, которому очень много лет. И если они на этом дудуке сыграют (в чем я сильно сомневаюсь) или хотя бы издадут один звук - то он покажется всем нашим современникам отвратительным. Так что пытаться утверждать "мы играем интересную этническую музыку" - значит обманывать самих себя, этника - это аутентичность, а аутентичность не приспособлена к тому, чтобы ее воспринимал мозг современного человека. Если оживить, клонировать Моцарта и прочих музыкантов - они бы нам сыграли, но их музыкальный строй для нас сейчас звучал бы диким диссонансом. Как ни крути, этника производственная - "французские духи", "украинские духи", непальская рагга - это все понятия целиком фальшивые, по большому счету. Поэтому прикройте ваш журнал и хватит переводить бумагу - давайте будем экономить деревья.

- Да, пора выпускать аудио-журналы, наподобие "Кругозора", но глянцевые. Там авторы статей будут просто надиктовывать свои статьи в микрофон, вернее, читать с выражением под музыкальное сопровождение.

Лаэртский: Кстати, если сейчас посмотреть на развитие журналистики, то мы видим, что все идет к схемам. Скоро, условно говоря, текст как таковой себя изживет. Слишком много текстов, слишком много писательниц, всякие там Натальи Устиновы, Марины Робски, которых никто не читает, кроме их родственников - эти тексты пестрят повсюду, это же спам и трэш. Схемы станут новой русской "этникой". Вспомним американцев. "Текста слишком много!" - сказали янки и стали рисовать комиксы. А у нас будут схемы. Попробуйте, ради интереса, взять, к примеру, "Шинель", и изобразить ее схематически.

Надо заметить, в этот момент тувинская девушка любезно предложила нам с хозяином весьма объемные тазы с горячей водой и разведенной в ней горчицей, дабы попарить ноги, от чего я любезно отказался, однако ее появление инспирировало у меня следующий вопрос, который Лаэртский внимательно выслушал, аккуратно погружая свои ступни в испаряющуюся мутновато-желтоватую жидкость.

- Вернемся к аутентичности. Как она может быть достоверно установлена? Где гарантия, что шаманские песнопения в современном варианте суть то же самое, что и тысячу лет назад?

Лаэртский: Мы не можем быть уверенными в том, что, к примеру, Альберт из группы "Ятха" поет нам именно шаманские песнопения своих предков. Я, к тому же, на 100 процентов не уверен, что мы слышим там реально тувинский язык, потому что моя тувинка, Эльза, когда я ей ставил записи Альберта - с большим трудом разобрала какие-то связки из серии "стол-баранка-дерево-полынь", но никакой логической связи между отдельными элементами этой конструкции не обнаружила. Я допускаю, что просто в Туве очень много наречий, и не исключено, что он говорит: "идитенахуйотсюдарусскиекозлыивсемуменясосать" или просто несёт "отсебятину". Но даже если предположить, что звуки, издаваемые им, являются столь глубокими и столь религиозно адаптированными, то, простите, а как их восприятие отразится на умственном состоянии людей европейских? Я же не пытаюсь приехать в Туву и исполнять там гимны Третьего рейха, достаточно с нас эксперимента с огненной водой. Любое действие, которое производится под видом "этнического" - это очень большая ответственность. Это один из немногих незакрытых "клапанов", который позволяет людям не всегда адекватно, не всегда профессионально на этой стезе псевдо-этники (как мы уже договорились, любая этника - "псевдо") каким-то образом сублимироваться, ходить с умным видом, являясь по существу бездельниками и бездарными музыкантами. Заметьте, вот многие любят блюз. Сидит, играет блюзовый музыкант, старый негр с гитарой - и у кого повернется язык назвать это "этникой"? Любой скажет: это блюз. "Этника" - это кокошник, дудки-свирестелки, девочки в чадрах, мишура, некий брэнд.

- Она может быть выражена какими-то другими средствами, например, через компьютер?

Лаэртский: Разве что сэмплы этнические. Какие-то неожиданные находки. Но это не является какой-то серьезной наработкой. Разве что фрагментарно, скорее, такая "завлекаловка". Как только появляется настоящее этническое "гнездовье", цивилизация его почему-то старается сразу вытоптать, вырубить. Или купить. Появились Buena Vista Social Club - это реальная этника, они играли на инструментах, понятно, современных, но они были очень аутентичными - звукоизвлечение, и все такое. Просекли фишку, купились, вошли в шоу-бизнес - все, тема пропала. Хотя от этого моя любовь к ним не стала меньше. Это что касается музыки. Теперь рассмотрим этнику общественно-социальную, например, скит в Сибири, где живут старообрядцы, не видевшие цивилизации: какой-то дурак заметил их с вертолета, и давай сразу к ним внедряться, узнавать их рецепты, в результате начинает лечить их детей, разоряет всю эту тему, попросту - уничтожает. Люди, словно паразиты и раковые клетки, которые перестают вредить только тогда, когда становятся дико ослабленными. То есть раковая клетка побеждает, как правило, только сильный организм, а если организм изможден - она к нему никогда не прицепится, раковые клетки нуждаются в энергии, которой у слабого организма нет, им там "неинтересно". Подобно тому, как эмигранты сваливают в более сильную, экономически развитую страну. Отсюда - попытка православия (достаточно сильная этническая черта) привести людей к посту, к самовоздержанию, которое регулирует не только внутреннее психическое состояние, но и физическое - не позволяет организму жиреть, отращивать геморрой ниже колен и тем самым разлагаться. Так же и человечество. Оно пожирает все, что является свежим. А любое аутентичное для человечества - свежее. Поэтому оно будет его пожирать. Когда произойдет крах всей финансовой системы и мощнейший энергетический кризис, человечество распадется на множество разделенных многокилометровыми пространствами групп, не связанных между собой. Внутри каждой группы появятся свои этические, или этнические (что в данном случае, видимо, будет одно и то же) законы. Вот если сейчас все вокруг разрушится, а на 10 тыс. километров останется одно наше садовое товарищество - это готовая ячейка, хочешь - не хочешь, найдется лидер (ну ты понимаешь, кто им будет...). Люди даже во время войны любили развлечения - песни, сыграть на котелке, или на усах убитого друга, на чем угодно. И вот внутри таких групп родится новая этническая культура. А до того момента - идет сплочение, но сплочение богопротивно. Попытка построить вавилонскую башню - это попытка стать выше, чем Бог. Поэтому давайте перестанем говорить "мы вместе", все это чушь полная. Бог неспроста разобщил людей, соорудив между ними языковой барьер. Маленькие страны, которые не превышают размеров Франции, живут всегда стабильней, нежели большие. Поэтому такие вещи, как "объединим Европу" - красиво, здорово, но - не надо. Давайте лучше разъединим. Все разобьем на области, будем все дружить, ходить друг к другу в гости. Но не надо этого "союза с Белоруссией" и прочего. Не надо.

- Что же рационального в глобализме?

Лаэртский: Только одно: что будущие войны, которые все предвидят и боятся - они будут не территориальные и не межнациональные. Это будут войны межкорпоративные. Допустим, война между BMW и Audi. Она, безусловно, будет войной менее кровопролитной, так как в конечном итоге все решат даже не деньги, а некие ресурсы, в том числе и человеческие. В этом смысле, конечно, глобализация для людей несет какой-то положительный смысл, но не забывайте, что люди - существа низшие, сами по себе они ничтожны. Они, может, и спасутся в духовном смысле. Вирус какой-то новый, или массовые отравления, реальный птичий грипп (который пока что выдуманный) - влекут за собой все- таки медленную смерть, полную раздумий и раскаяния. А не то чтобы "вспышка слева, вспышка справа" - и больше ничего нет. Тешить себя благами глобализации можно конечно, но я бы не стал. Я бы предпочел следующее: чтобы садовое товарищество, где я живу, стало отдельным федеральным округом, со своей полицией, своей хлебопекарней и так далее. Соседний район - такой же. Неплохо задействовать и конфессионные аспекты, православные христиане, католики и так далее - все бы жили мирно, довольно, не было бы Бритни Спирс, MTV, мальчуковых групп и "Фабрики звезд". И не было бы необходимости искать "этнику". Поскольку этника станет естественной составляющей каждого такого "фрагмента". И каждый фрагмент был бы счастлив, и составлял единое целое.

- Я нечто подобное читал у Дугина. Он считает, что организация таких "фрагментов" будет строиться не по этническому признаку, а на основе общих интересов тех или иных социальных групп - байкеры, геи, рыбаки, монахи и так далее. В связи с этим напрашивается вывод о какой-то иллюзорности, мимолетности, даже обреченности национализма как такового.

Лаэртский: Фашизм, скинхедство - это уже не модно и не круто. Если хочешь быть таким агрессивным - гораздо круче стать футбольным хулиганом, потому что это такая вещь, которая свойственна даже передовым странам, "состоявшимся". Это часть жизни, которая может обывателю нравиться или не нравиться, но я знаю, что когда иду на стадион - могу получить по щам. Что касается всяких воинственных группировок, созданных на почве межнациональной вражды - это от некоего непонимания истины, а истина в том, что мы можем говорить сейчас только о межконфессиональной борьбе. Афроамериканец Маркус Миллер значительно более ценен для общества и культуры, нежели белобрысый Виктор Буйнов. Очевидно, если бы я увидел, что группа скинхедов лупит Маркуса Миллера, то я бы заступился, а если бы она лупила Виктора Буйнова, то, очевидно, захихикал бы: "круто, круто!", и, может быть, тоже пару раз топтанул. То есть сейчас речь идет не о цвете кожи, а об энергетике, которая в каждом человеке присутствует. Увы, во многих наших белых соотечественниках она может быть намного грязнее, нежели в каком-то торговце арбузами.

- Здесь можно добавить, что "национальная почва" некоторых конфликтов - лишь повод, очень удобный для того, чтобы расширять сферу действия локального конфликта при помощи СМИ и метода copy-paste" с одной небольшой территории на более внушительные пространства.

Лаэртский: Кстати, "конфликт на национальной почве" - это, как правило, вторая страничка. Но на первой написаны истинные причины этого конфликта, причем не руками его участников. А уж, каковы они - этого мы никогда не узнаем: либо территория, либо кто-то нефть нашел...

- Девку не поделили, "не так посмотрел"...

Лаэртский: Ну, да, аналогично гопническим конфликтам. Все, что связано с межнациональными отношениями, меня просто утомляет. Когда об этом говорят, я даже не слушаю, это все глупая бредятина, чушь какая-то полная. Если уже дошло до того, что о так называемом "межнациональном конфликте" вещают по телевизору, то это говорит не о том, что один гопник "не так посмотрел" на другого, а о том, что туда надо бы ввести третьи войска из абсолютно незаинтересованной в данном конфликте страны, чтобы захватить это все целиком, потоптать, ведь изначально кто-то хотел построить на этой территории особнячок или баньку. И он ее построит, войдут "голубые береты", границу перенесут. По аналогии со строительными разборками, проводимыми посредством поджогов - дабы прекратить такие разборки, необходимо в законодательном порядке спорные участки уже после пожара, безоговорочно, перевести в категорию "лесопарковые зона". Обидно, что в результате этой темы страдают люди, по своим мозгам они такие же, как эти националистические группировки - позволяют себе куда-то ввязываться. Если бы любой человек на какое-то действие не отвечал обязательным противодействием - вполне возможно, все эти конфликты улаживались бы очень быстро.

- Остается только дожидаться, когда этническая принадлежность индивида утратит свою способность влиять на биоэнергетическую доминанту этногенеза.

Лаэртский: В горячо нелюбимой мною Америке уже утрачивает. У них есть одна национальность "американец" - и все, дальше их не парит. Другой вопрос: хорошо это или плохо, но есть огромная территория, и они все - "американцы". А внутри делятся на этнические группы - китайский квартал, Брайтон-бич, и еще я слышал, что у них есть Мексика. Но для внешнего мира все они - "американцы".

- Там идет процесс диссолюции, формирование общей расы. А генотип какой расы, по твоим прогнозам, окажется сильнее всего?

Лаэртский: А там рас не будет как таковых. Это будет некая левретка, в полный рост, не только по кровосмешению, а еще по генетическим свойствам, сформировавшимся под постоянным воздействием различных веществ из окружающей среды. Как я себе представляю человека будущего? Он будет небольшого роста, лысоват, слегка сутулый. И похож на удмурта.

Айрат Дашков, "Мания", октябрь 2006

  laertsky.com  |  публицистика  |  2006
подсчетчики

 

Александр Лаэртский: laertsky@mail.ru. Администрация сайта: vk@laertsky.com.
По всем деловым вопросам пишите на любой из этих адресов.
При использовании оригинальных материалов сайта просьба ссылаться на источник.
Звуковые файлы, размещённые на сервере, предназначены для частного прослушивания.
Несанкционированное коммерческое использование оных запрещено правообладателем.
  laertsky.com     msk, 1998-2023