laertsky.com
Главная страница
Карта сайта
Форум
лаэртский
Дискография
Песни и аккорды
Стихи und поэмы
Альбомы в mp3
Лаэртский Бэнд
Голоса Родных
Концерты
Акварели
Wallpapers
Ответы на письма
Бесило-Радовало
"Медведь"
со стороны
Переводы
Видеозаписи
Радиоэфиры
Публицистика
Иллюстрации
Подражания
монморанси
О программе
Эфиры 1992-95
Эфиры 1996
Эфиры 1997
Эфиры 1998
Эфиры 1999
Эфиры 2000
Эфиры 2001
Silver Rain
Заставки
Терминология
Сайты гостей
прочее
Читальный зал
Музей сайта
Гостевой стенд
Картинки недели
Архив рассылки
Голосования
"Месячные"
реклама
laertsky.com  |  публицистика  |  2003  


Боец невидимого фронта

Александр Лаэртский готов драться за искусство

Это он придумал "Волосатое стекло", "Кобзоноид" и композицию "Дети хоронят коня". Это его запрещали в "застойные и отстойные" времена за катастрофическое количество ненормативной лексики. Он был предтечей всех групп а-ля "Ленинград" и любимцем самых широчайших народных масс Советского Союза.

Александр Лаэртский, человек с неиссякаемым чувством юмора и непонятным многим оптимизмом, часто выступает в Питере. Поклонники его выросли и поумнели, а вместо "голой" гитары на сцене рядом с маэстро появился целый оркестр... Но главное - колорит и ершистый дух противоречия в Лаэртском до сих пор остались. Не изменяет этому "матерщиннику и крамольнику" муза! Хотя жанр, в котором он работает, до сих пор не определен. Панк-рок это, частушка "с перчиком" или бардовская лирика?

- В Думе до сих пор идут дебаты по поводу легализации мата. Какую гражданскую позицию занимаете вы?

- У меня нет пиетета перед Госдумой, это такое же заведение, как... автосервис. Все, что они пытаются принять или отвергнуть, по большому счету - лицемерие. Более того, я был на заседании, на котором в Совет Федерации отправили закон о ненормативной лексике. Депутаты матерились, войдя в раж, как сапожники. Так вот - на мой взгляд, это нездоровый эпатаж. Кроме того, я знаю, что в России ни один принятый закон не работает. Поэтому вся история с матом меня очень мало парит!

- Как же мало парит, ведь мат напрямую связан с вашим творчеством!

- Попрошу, у меня - искусство. Творчество у трудового народа. Когда человек после рабочего дня, выточив на станке болванку, идет в клуб и играет там на балалайке. Или матрешки расписывает. Он делает это для себя и в свободное время. Мы же существуем для людей, и наша основная цель - просветительская. Просто мы выбрали такой канал доставки информации к аудитории. Суровый.

- Почему? Так доходчивей?

- Безусловно. Люди в последнее время отказывают себе в удовольствии как-то развиваться. Поэтому нам приходится несколько "адаптировать" свои мысли под усредненный стандарт. Но мы, в отличие от остальных музыкантов, все-таки пытаемся повышать эту планку. Чтобы люди потихоньку подтягивались.

- Вам не обидно, что все сливки с матерного жанра снял Шнур? Хотя вы существуете уже сто лет, гремит-то "Ленинград"...

- Я слышал единственную песню, которую все время по телеку крутят. Он там в кепке сидит ("Мне бы в небо". - Авт.). Если честно, то для меня - что певец Данко, что Влад Сташевский, что "Блестящие", что Шнур и "Ленинград"... Они, сами того не желая, заслужили славу поп-команды, нырнув в жуткую MTV-шную тусовку. Вот вам и результат. А что касается его скандалов - каждому Бог дал определенное количество разума. Может, мне просто чуть-чуть побольше... Мне часто задают вопрос, не обидно, мол, что Шнур ест ваш хлеб? Нет, не обидно. Он ест хлеб, который продают в булочных, а для меня работают спецпекари.

- На Шнура ходят два типа людей: отмороженные ПТУ-шники и рафинированные интеллигенты. А ваши зрители кто?

- Я помню, что в 90-е годы к нам ходили какие-то панки юные. Теперь пацанья я не вижу, ребята ходят на группы, которые навязываюет попсовые радиостанции.

- А вы по-прежнему не появляетесь ни на одной из них?

- Нет, конечно. Кто ж нас возьмет!

- Может, "забибикивать" мат?

- Проблема не в том. Любое проникновение в эфир связано с необходимостью личных контактов с директорами этих радиостанций. А мне не в кайф общаться с людьми, которые остановились в развитии. Искренне говорю. Даже эту "мертвость" им можно было бы простить (некогда, работа такая!), но их завышенную самооце-е-е-нку... Никогда! Они думают, что влияют на культуру. А главное - сама-то культура им на х.. не нужна, люди занимаются этим для удовлетворения амбиций. Это уже полный отстой!

- Хорошо, вы ими не интересуетесь. Зато, думаю, они вами - еще как! Неужели не предлагали ничего и не пытались на контакт выйти?

- Слухи-то обо мне идут... Я сам 10 лет отработал на радиостанции "Эхо Москвы". Программа была с определенной концепцией, отвечающей на все вопросы, которые они мне могли задать. То есть давно понятно, что мы по разные стороны баррикад. Они не настолько глупы, чтоб соваться.

- А почему вы больше не ведете программ?

- Во-первых, я сказал, все, что мог. А во-вторых, нет радиостанции, которая способна подстроиться под мой формат. Либо это дебильная развлекаловка с розыгрышем призов, либо сублимации политических аналитиков. Совершенно безграмотные. Не хочется оказаться с ними в одном корыте.

- Думаю, что вы не все сказали, потому что альбомы-то выходят!

- Кстати, об альбомах: с "Мороз Рекордз" мы расстались. У людей, как оказалось, менталитет торговцев подержанными "Тойотами", и они до неприличия жадные. В данный момент я прикрыл выпуск пластинок. Новый материал пишется в небольшой собственной студии, для удовольствия. Этот альбом по многочисленным просьбам поклонников будет о ССРЖ (суровой судьбе российской женщины). В общем, о тетках, и многие песни названы женскими именами. "Марина", например, есть. Песни мелодичные, лиричные, и тетки будут дико рады их слушать, потому что каждая найдет что-то для себя. Там разные жизненные ситуации описываются - и в консерватории, и в электропоезде, и на рынке... Думаю, что этот альбом будет писаться долго, потому что в ближайшее время я не собираюсь идти на контакт ни с какими фирмами. Если же таковые сами объявятся, проведем жуткий тендер. Только при показе чемодана наличных и качественных образцов продукции я отдам им свою новую детку!

- То есть с большинством московских "акул" вы принципиально не общаетесь?

- Да мне страшно за этих людей. Ведь рано или поздно музыкальный рынок станет цивилизованным. И какое они там место займут - вопрос. Будут ходить с клюкой и побираться. Мало же нахапать на халяву, нужно еще денежки сохранить.

- У вас есть любимые "крепкие" выражения? Или в жизни вы не ругаетесь?

- Отчего же! Вот одно - "нахлобучить". Означает - поставить человека в такие условия, что он отдает тебе все, что ему принадлежит. Это может быть физическое воздействие, моральное, материальное, угроза родным и близким... Милицейский термин. Прикольно! Я его даже по отношению к птицам применяю, которые из клетки сбегают. Жена говорит: "Иди, нахлобучь попугая". Это значит: поймай, всыпь ему и назад в клетку посади.

- А нецензурно?

- Разговаривать матом - это целое искусство. А ругань страшнее звучит, когда она тихим голосом и цензурными словами произносится. Бывает, между собой с ребятами ругнемся, но это некая стилизация, пародия. Есть у меня одно любимое выражение: "ё..нь гнутая".

- Это что-то вроде привокзальной бомжихи?

- Ну да, где-то так. Ха-ха!

- Нынче можно со сцены матом петь. А в советские времена на вас наезжали КГБ-шники?

- Это было дико давно и напоминало дешевый самодеятельный спектакль. Меня завели в кабинет, и дяди в штатском проводили со мной "воспитательную беседу". Правда, совершенно расплывчатую и неконкретную. Чего они хотели, я до сих пор не понял. Я ведь "дебил", со мной очень сложно говорить ни о чем. Какой-то элемент угрозы был, но потом меня отпустили и больше не вызвали. Думаю, на самом деле они сами втихаря меня слушали.

- Как вы думаете, многие ли из тех, кто вас слушает, вообще понимает серьезный подтекст матерных хитов?

- К сожалению, нет. Многие - поклонники остросюжетных моментов, не несущих с собой смысловой нагрузки. Когда на концертах до сих пор кричат "Комсомолку молодую" сыграть, обидно. У них совковый шаблон еще не выветрился из башки! Да китайцы в космос уже слетали, а народ все про какую-то комсомолку хочет! Ау, на дворе XXI век. Не надо ностальгировать, ничего хорошего из этого не выйдет. Впрочем, я публику не виню. И то, в каком она состоянии, это еще одно доказательство мощной культорологической войны. Последние очаги сопротивления почти подавлены. Но я все-таки пытаюсь объяснить на концертах, что почем.

- То есть в этой войне вы активный боец из движения сопротивления?

- Да нет, скорее, нейтральный публицист. Я вижу слона, и говорю: это слон. Вижу кучу говна - говорю, что говно. Но я никогда не буду маскировать кучу говна под слона и наоборот.

- Я смотрю, ваша инструментальная секция с годами увеличилась, а музыка усложнилась. Вот Юра Голубев с контрабасом появился!

- Его последний контрабас, кстати, из Питера привезли. Инструмент в плохом состоянии был, по кускам собирали. На нем много трещин. Потому что во время войны рядом с контрабасом взорвалась бомба. А вообще он старый, одного из известных мастеров XVIII века. Что касается моей инструментальной секции - скажу честно, я ею доволен. У меня жуткий панический страх: боюсь остановиться в развитии. Это же незаметно подкрадывается, бах, и ты уже "мёртв"! Поэтому я стараюсь совершенствоваться. Фиг знает, может, ребята мне не дадут остановиться, заметят.

- Александр, а у вас не было желания выпустить свои песни на виниле?

- Это моя мечта. Правда, уже вышла одна пластинка с моей песней, был такой фестиваль, "Индюки" назывался. Так вот с него записали сборник в 1992 году. У меня по жизни две мечты, которые, видимо, никогда не осуществятся. Одна из них очень глупая - "Запорожец" горбатый. Не знаю почему, дико хотел его с детства.

- Почему не осуществится-то?

- Как я пересяду с "Хамера" на "Запорожец"! Не рационально это, не по статусу... А вторая мечта - записать виниловую пластинку. Тоже, видимо, из разряда безумств. Я могу, конечно, выпустить ограниченный тираж "для своих". Но у нас нет технической базы для этого, а на Западе винил слишком дорого стоит.

Наталья Черных, "Комсомольская правда в Питере", октябрь 2003

  laertsky.com  |  публицистика  |  2003
подсчетчики

 

Александр Лаэртский: laertsky@mail.ru. Администрация сайта: vk@laertsky.com.
По всем деловым вопросам пишите на любой из этих адресов.
При использовании оригинальных материалов сайта просьба ссылаться на источник.
Звуковые файлы, размещённые на сервере, предназначены для частного прослушивания.
Несанкционированное коммерческое использование оных запрещено правообладателем.
  laertsky.com     msk, 1998-2023