laertsky.com
Главная страница
Карта сайта
Форум
лаэртский
Дискография
Песни и аккорды
Стихи und поэмы
Альбомы в mp3
Лаэртский Бэнд
Голоса Родных
Концерты
Акварели
Wallpapers
Ответы на письма
Бесило-Радовало
"Медведь"
со стороны
Переводы
Видеозаписи
Радиоэфиры
Публицистика
Иллюстрации
Подражания
монморанси
О программе
Эфиры 1992-95
Эфиры 1996
Эфиры 1997
Эфиры 1998
Эфиры 1999
Эфиры 2000
Эфиры 2001
Silver Rain
Заставки
Терминология
Сайты гостей
прочее
Читальный зал
Музей сайта
Гостевой стенд
Картинки недели
Архив рассылки
Голосования
"Месячные"
реклама
laertsky.com  |  публицистика  |  1997  


Александр Лаэртский

Признаюсь, мне давно не было так стыдно за Ригу. Публика в ночном клубе, где выступал один из самых интересных русских музыкантов и поэтов, пришла не на него. Так, попить-поплясать. Стандартный набор немудрёных воскресных удовольствий. А тут дядёк этот, компактный сухощавый блондин, похожий на умеренно выпивающего каратиста, чего-то говорит, говорит всё чего-то плетёт кружева патологического юморка. А народ-то дискотечку хочет. Нет, не для Zero Zone Лаэртский. Но, с другой стороны - если хоть пять человек врубились в его рэггей и рэп, какого в нашем городе на русском языке ещё долго играть не будут - уже хорошо. Sapienti sat.

Потому что Лаэртский - фигура и вправду архиинтересная. Человек, сочиняющий безумно смешные (при том, что и грустные, и страшные, и даже вроде бы отвратненькие местами), незлые песни, в которых к месту, что огромная редкость, использует родную нашу ненормативную лексику. Человек, который знает множество нестандартных вещей и генерирует множество нестандартных мыслей. Человек, наконец, который любим множеством других людей - от интеллектуалов-рафинэ до конкретной братвы.

До концерта Лаэртский пил пиво, играл в Юрмале с латышскими детьми в футбол и грузил слушателей SWH+ телегами неизбывной долготы и извилистости. Он же радиочеловек, Лаэртский. С этого мы и начали.

- Расскажите про свою работу на "Эхо Москвы".

- Есть синдром типа "Здравствуйте, это радио? А не могли бы вы поставить песню Наташи Ветлицкой?" Я три года отучал от этого на "Эхо Москвы". Он мне - можно ли? А я ему: "Наш слушатель в закамуфлированной форме интересуется, отчего шишки на х.." То есть - он тупой, а ты должен быть еще тупее. Практически микрорадиостанция, чего я и хотел. Знаешь, как в фильмах - XXV век, роботы-х.еботы, люди там порабощённые, телевизионный канал один, и сидят в подвале те, которые ратуют за возвращение к былому, и иногда включают свою передачу. И все жители города к телевизору, а там: "Здравствуйте. На самом деле реальная картинка -х.ёвая". "Эхо Москвы" - политическая станция. Там Лимонов был, фашисты всякие. Как информационный источник, наверно, самый взрослый. Просто у меня в программе всё это делается так...

- А как же формат?

- Администрация - то ли она в демократию играет, то ли что, но очень хорошее отношение. Музыка - любая, какую я ставлю. Семь часов каждые сутки, в ночь - программа "Монморанси". Я сейчас уехал - говорю, я уезжаю, не приду. Третий эфир уже пропускаю.

- Александр, вы можете рассказать вашу любимую историю?

- Вот знакомые, жена-муж. Она достаёт из холодильника какое-то блюдо, такое круглое, какие-то бифштексы, и ему, типа, говорит: "Андрей, ты будешь эти катышки?" И он сразу - такой Бахчисарайский фонтан из харчей... Просто так на это слово "катышки" отреагировал! И мы прикололись, что это - позорно. Вот так вот, создание катышков... Яйца, это тоже ведь катышки? Всё круглое - это катышки. Теннисист мяч гоняет - это катышек.

- Земля - катышек.

- Катышек!

- И голова человека - катышек.

- Во! Можно подойти к человеку, сказать ему: "Ты - катышек". Вроде и ласково, а с другой стороны - он ведь не знает предыстории.

- Вы в Непал недавно ездили. По-моему, Лаэртский и Непал не сочетаются.

- Да, там мрачно довольно-таки. Я врубился, что буддизм - выгодная религия. Вроде ты и при Боге, а вроде рас..здяй. А индуистской храм - такая х.йня, там тушки жгут... И всё в речку скидывают. Там о..ительно жарко, градусов тридцать пять. Катманду, он в низине находится, и там топливо такое х.ёвое, ну прям беда хорошая, и вот все эти газы, они падают - просто вонь немереная. Чугуном сморкаться можно, галька такая неотрихтованная откладывается в ноздрях. Вот эта река, куда скидывают тушки - они же не до конца сгорают... В любом случае, вонючая река, вонь стоит жуткая. А там ниже по течению какой-то человек, закатал руки„ зашёл в воду, там лицо умывает...

- А вы мылись?

- Ты что?! Там же катышки!

- Ну хорошо. А что бы вы хотели сказать латвийской молодёжи?

- А, вот так, да? В принципе, нужно очень отслеживать рождаемость. Потому что неконтролируемый это процесс - люди, получая удовольствие, производят на свет потомство, которое потом не может быть благодарным. Пусть каждый себя поставит на место ребёнка, который родился в семье, скажем, пьяницы-дворника, алкоголика и последнего урода. И вот этот ребёнок никогда не скажет своему папе "Спасибо". Вот нужно, когда е..шься, делать так, чтоб твой ребенок потом сказал: "Спасибо, папа, за то, что"... То есть, когда там у тебя нормально всё, то есть полный дисконт.

- Существует ли какая-то разница между Латвией и Россией в плане культуры?

- Дело в том, что самая главная опасность, которая есть у Латвии, серьёзная, как бы: она хочет как самостийное государство отделиться, а куда - оно ещё не поняло. Если оно отделится в сторону Финляндии, это будет такой холодный статус-кво е..нистический. То есть рок-н-ролл очень технический, но холодный. Суоми получится, а этого нужно избежать. Стремиться к Финляндии - это опасно. Я же был в Хельсинки, они в метро все бухают. Там на улице нельзя, а в метро можно.

- Александр, расскажите, пожалуйста, о русском роке сейчас.

- Как бы русский рок, как это ни странно, это та же песня: "Остались на суше Зинка, Шуфутинский, кальмар и водка". Как таковое понятие "русский рок" - очень дебильное. Рок - значит протест? Х..ня. Есть музыка - и всё. А рок? Когда мне кто-то говорит: "Я вот - рок", - я про себя думаю: "Ты - мудак. Говоришь рок - значит, мудак". Ну, потому что это - плохо. Вообще, не люблю Bon Jovi, всех парней в этих штанах, у них ляжки жирные какие-то у этих волосатых (смотрит вокруг и не находит - примечание Н.К.). Что-то пилят на гитарах, ну - это мерзко. Мерзко. Ассоциации, как "русский рок", какое-то там явление... В принципе - да, перестройку сделали музыканты, это действительно так. Ни х.я не политики, то есть политики - отс..али. Все мозги изменились благодаря культуре, которая была запрещена. Но - благодаря умной культуре. То есть, какие-то мудаки, которые провозили в колясочке чучело Брежнева - вот они ни х.я не меняли.

- Александр, скажите что-нибудь о Гребенщикове.

- После моего посещения Непала я понял, что он выбрал опять же, как я сказал, выгодную религию. То есть он как бы и рас..здяй - ну, не в обиду, в смысле - ему можно всё, а вроде и при Боге. То есть ничем от нас не отличается, но он при Боге. Может пальцы веером сложить... Вот. Буддистская религия его этим и приколола - своей демократичностью. Религия не должна быть демократичной. Ни в коей мере. Она должна человека строить, дисциплинировать. Поэтому он не выбрал индуизм.

- Александр, у вас есть такая песня "Раз на пляже", в которой рассказывается про то, как семья советских тружеников отдыхает на пляже, а потом появляются негодяи, которые уничтожают эту семью. Вам не кажется, что то же самое произошло с Советским Союзом?

- Хэ... На самом деле произошло другое, обратка полная. Это был Гурзуфский фестиваль панк-музыки, все приехали такие протестующие, биться за свои идеи, и приехали простые труженики из Донбасса и всех от..здили просто там. Кого могли. Не тронули меня, бабу одну - потому что она беременная была, а я - пьяный. А остальных от..ячили наглухо, поэтому песня - оттуда. Так что эта песня - и передок, и задок.

- М-м... Ясно. Сейчас многие поют старые песни о главном. Какие бы вы песни спели?

- Вот, есть "Клён" песня. "Там, где клён шумит над речной волной, говорили мы о любви с тобой". Я переделал в таком стиле: она посвящается Роберту Палмеру, Бобу Дилану и ансамблю UB-40...

- А Раймонду Паулсу не посвящается случайно?

- Раймонд Паулс ушёл в политику. Он был министром. И вообще, когда он играет, он как-то головой некрасиво делает. Вы видели клип "Мистера Малого": "Раймонд Паулс, дай мне фаллос"? Там что-то смонтировано! Ну правда, такой Паулс сидит, играет. Нет, Паулс такой милый, конечно, но ему хорошо быть дипломатом. Вторым таким каким-нибудь консулом чего-нибудь. Ну зачем? Это все равно как мне стать директором клуба какого-то. То есть я могу, скажем, купить клуб и идти там...

- Купить клуб бабки позволяют?

- Щас речь не о бабках, а о месте. То есть, понимаешь, быть директором чего-то - ну как, как можно, если ты музыкант? С какого х.я ты - министр культуры? То есть всё - либо ты министр, либо музыкант.

- Александр, а каковы ваши собственные отношения с религией? Я, конечно, извиняюсь, но это такой обязательный вопрос, который журналисты задают музыкантам и вообще всем.

- А вот церковь - она ничем не отличается от идола. Только идол из дерева вырезан примитивно, руками первобытного человека, а это вот построили руками, своими силами, и вот люди приходят, дескать, общественно сливают свои беды. Честно говоря - к общественной религии плохо, к любой. Что мечеть, что православная церковь. Я считаю, что ну нехорошо это. То есть как общественная уборная, вот. Прости, Господи. Внутри у меня свой храм, и орган стоит. Так дует...

Спрашивал Ник. Кабанов
"7емь пятниц" (Рига), # 22 (39), 06.06.1997

  laertsky.com  |  публицистика  |  1997
подсчетчики

 

Александр Лаэртский: laertsky@mail.ru. Администрация сайта: vk@laertsky.com.
По всем деловым вопросам пишите на любой из этих адресов.
При использовании оригинальных материалов сайта просьба ссылаться на источник.
Звуковые файлы, размещённые на сервере, предназначены для частного прослушивания.
Несанкционированное коммерческое использование оных запрещено правообладателем.
  laertsky.com     msk, 1998-2023