laertsky.com
Главная страница
Карта сайта
Форум
лаэртский
Дискография
Песни и аккорды
Стихи und поэмы
Альбомы в mp3
Лаэртский Бэнд
Голоса Родных
Концерты
Акварели
Wallpapers
Ответы на письма
Бесило-Радовало
"Медведь"
со стороны
Переводы
Видеозаписи
Радиоэфиры
Публицистика
Иллюстрации
Подражания
монморанси
О программе
Эфиры 1992-95
Эфиры 1996
Эфиры 1997
Эфиры 1998
Эфиры 1999
Эфиры 2000
Эфиры 2001
Silver Rain
Заставки
Терминология
Сайты гостей
прочее
Читальный зал
Музей сайта
Гостевой стенд
Картинки недели
Архив рассылки
Голосования
"Месячные"
реклама
laertsky.com  |  монморанси  |  1997  


Беседа о храпе с Шамотней и Пересыпко. Часть 1

Дата - 23.03.1997 г.

Александр Алексеевич Лаэртский - Лаэртский, Глеб Макарович Шамотня - доктор физических наук, профессор, Герман Фёдорович Пересыпко - заведующий кафедрой прикладной газодинамики Соликамского института ядерной физики, доцент.
 

 1   2 

Лаэртский: И в гостях у нас профессор, доктор физических наук Глеб Макарович Шамотня и его хороший товарищ и, однако в какой то степени, оппонент, потому что люди науки они не то чтобы друг друга недолюбливают, но у них всегда происходят какие споры между собой. Итак, второго нашего гостя зовут Пересыпко Герман Фёдорович. Он - завкафедрой прикладной газодинамики Соликамского института ядерной физики, имеет степень доцента. Если позволите, я сперва задам вопрос Пересыпко Герману Фёдоровичу. Герман Фёдорович, всё таки Соликамск находится достаточно далеко, с какой целью вы прибыли сейчас в столицу нашей Родины? Может, это конференция или вы с частным визитом к Глебу Макаровичу пожаловали?

Пересыпко: Вы знаете, я, конечно, очень рад видеть Глеба Макаровича сегодня. Александр Александрович, я вас рад видеть в студии.

Лаэртский: Спасибо.

Пересыпко: У меня основная цель - продолжение изучения колебаний воздуха. Вы уже говорили сегодня по поводу регги-фестиваля. Я зашёл в эту дымную атмосферу и посмотрел на прожектора, которую её пробивают и послушал, что там происходило.

Лаэртский: То есть, молодёжное искусство...

Пересыпко: Да-да. Как говорят - "потусовался немного".

Лаэртский: Распространено мнение среди многих ученых мужей, что громкие децибелы, вот этот кач воздуха, создаваемый на рок-концертах молодёжных хэви-металлических хард-рок ансамблей сильно вредит мозговым центрам юношей и девушек. У них пропадает потенция и т.д., и т.п. Происходит воскипание мозгового вещества под костным колпаком. Их пучит, я имею в виду - выпуч бельм происходит, покраснение белков, они просто глупеют. С другой стороны, я вижу, вы очень мужественно выдержали вот в этом зале почти полчаса. Сторонник ли вы этой теории шумовой терапии?

Пересыпко: Мозги мозгами, главное, чтобы остальное прокачивалось тоже. А насчёт потенции, я думаю, всё наоборот. Всё в порядке должно быть.

Лаэртский: Я немного поясню нашим слушателям. Вы - сторонник той теории, что эти звуковые колебания не только через ушные отверстия пропускают колебания в мозг, но ещё и создают массаж внутренних органов тушки, отвечающих за потенцию, как-то яичники, предстательную железу и так далее.

Пересыпко: Да-да, я не медик, к сожалению.

Лаэртский: Понятно. Ну и теперь я хотел бы спросить у профессора Глеба Макаровича Шамотни. Глеб Макарович, вы, я знаю, придерживаетесь совершенно иной теории. Несмотря на все мои уговоры, вы просто отказались зайти в этот зал. и просидели в своём "бьюике" практически сорок минут.

Шамотня: Да, дело в том, что я опасался, что мои практические выводы, к которым я пришёл за свою долголетнюю работу, не сказались на моём физическом здоровье. Я, несмотря на свои 65, ещё достаточно бодро выгляжу. Если бы посетил и в течении десяти минут это заведение, куда вы меня сегодня настойчиво приглашали, то я, возможно, не смог бы самостоятельно довести автомобиль. А что касается влияния звука на потенцию - то, на мой взгляд, здесь и есть стык наших теорий с уважаемым Германом. На потенцию звуки влияют избирательно. То есть, определённая частота влияет в плане ухудшения, соответственно, частота несколько другая, отличная от предыдущей меняет потенцию в сторону повышения. Как у мужчин, так и у женщин.

Пересыпко: А в процессе исполнения музыкального произведения что происходит с персонажем, который...

Лаэртский: Есть... простите, был замечательный профессор медицины Маргарита Тихоновна Прорубь, к сожалению, ныне покойная. У неё были такие научные выкладки - то, что происходит во время концерта шумного, пусть это даже будет классическая музыка, неважно, если децибелы на грани возможного, то это напоминает кусок мяса с точки зрения. То есть, поедание куска мяса на какое то время повышает концентрацию гормонов в крови человека, но затем собственные гормоны вступают в борьбу с чуждыми, пришельцами и в результате всё опускается. Этот процесс - как бы амплитуда. Поэтому мы сегодня наблюдали, извиняюсь за подробности, несколько таких хороших актов в зале. То есть, у людей было возбуждение...

Шамотня: Дошло до того, что на капоте моего автомобиля... Я как бы не сопротивлялся, но тем не менее. Здесь я хотел бы отметить, что, как вы правильно заметили, нет существенной разницы между музыкальными стилями. Будь то классическая музыка или современная молодёжная. Здесь всё упирается, как вы верно, опять же, Александр, отметили, в децибелы и в сочетание звукового напора, так мы это называем, с частотой, с которой вибрирует диффузор звукоизлучающего устройства. На организм воздействует, в данном случае мы рассматриваем мужчину, который находится на дискотеке, помимо прямого сигнала, излучающегося из диффузора, ещё и отражённый от стенки. Что я наблюдаю, заходя в современные дискотеки, клубы, правда, я хожу туда днём, поскольку берегу своё здоровье.

Лаэртский: Чисто бизнес-ланч с коллегами.

Шамотня: И вот я замечаю, что люди, которые обустраивали эти учреждения, совершенно не консультировались у профессиональных физиков.

Лаэртский: Извините, вы здесь имеете в виду звукоусилительную аппаратуру или акустическую обстановку?

Шамотня: Само акустическое состояние помещения, поскольку отражённый сигнал из диффузора громкоговорителя, отклоняясь от стен, от потолка, производит наклад звуковых волн. То есть, резонация.

Лаэртский: Туда-сюда. Стенный пинг-понг.

Шамотня: Практически получается сплющивание человека. В итоге получается, что оглушенный вот этим отраженным звуковым сигналом молодой человек после дискотеки, как правило, направляется со своей возлюбленной, дабы углубить взаимоотношения, перевести их в иную фазу. В результате он сталкивается с тем, что не способен осуществить то, на что он рассчитывал.

Лаэртский: Скажите, можно спорить насколько акустика определённого зала, децибелы, насколько они вредны или полезны для слушателя. А есть теория, что прослушивание любых музыкальных фрагментов в головных телефонах, попросту в наушниках, вызывает кипение подкостного мозга и выпуч глаз, частичную потерю слуха, поскольку ухо получает прямонаправленный сигнал, и вот эта кость... в общем, она теряет весь хрящ. Если можно - этот вопрос всё же к Пересыпко Герману Фёдоровичу, поскольку он из института ядерной физики.

Пересыпко: Я думаю, что наушники вполне способствуют восприятию музыки. Но это касается каких то мелодий, а не того, о чём у нас сейчас непосредственно идёт речь. Может быть, у нас другая экология в нашем городе. У нас есть клуб, к сожалению, единственный в городе, который называется "Шесть девяток", дискотека. К нам приезжают разные артисты. У нас есть центр рядом с этим клубом, где мы как раз исследуем влияния такого звука. По поводу телефонов ничего не можем сказать, но у нас есть статистика, что наша дискотека хорошо влияет на здоровье местных жителей в этой тяжёлой экологической обстановке.

Шамотня: Ну, видимо, у вас удачным образом совпало это акустическое расположение.

Лаэртский: А я, знаете, со своей скромной холмушки, хочу своё предположение высказать. Нужно сказать, что Соликамск - это ваш институт ядерной физики, а вокруг несколько домов, совершенно небольших. А что такое институт ядерной физики - это реактор, а вокруг несколько столов, за которыми сидят учёные мужа. Поэтому действительно с экологией там серьёзные проблемы. И таким образом, когда люди приходят на пляски, получают децибелы, у них начинает вскипать...

Пересыпко: Вы считаете, это временное улучшение...

Лаэртский: Нет. Просто таким образом стимулируется иммунитет. Чем сложней условия жизни человека, тем у него сильней иммунитет к выживанию.

Шамотня: Я могу со своей стороны присовокупить к этому то, что чем вреднее условия, в которых существует человек, тем более он сподвержен генерировать различные звуковые колебания в атмосфере. Будь то сильная радиация, либо химическое загрязнение - человеку свойственно реагировать на эти внешние проявления каким то звуком. Будь то это звук храпа, либо звук сапа и ряд других звуков. А что касается музыкальных...

Пересыпко: Да, и рок музыка появилась в индустриально развитых странах.

Шамотня: Безусловно. Индустриальная цивилизация дала миру электронные звуки, не те природные, с которыми выступают африканские племена на больших международных площадках. Мы можем заметить по этим африканским исполнителям, что живут они недолго. Недолог их творческий путь, как и сама их жизнь. Видимо, это связано с тем, что человеку свойственно излучать звуки своим собственным телом, не прибегая к каким то искусственным приборам для издавания звуков. Поскольку моя докторская диссертация была посвящена изучению влияния звуков на организм человека. Хочу сказать, что я пришёл к неутешительным выводам.

Лаэртский: Если позволите, я для наших радиослушателей немножко расскажу о научных трудах обоих наших гостей. Профессор Глеб Макарович Шамотня является автором достаточно нашумевшей в научном мире книги, которая называется "Человек. Генератор". А доцент Пересыпко Герман Фёдорович является автором достаточно серьёзного научного труда, который называется "Человек. Ядро". Совершенно два разных подхода. Глеб Макарович Шамотня считает, что человека как существо можно рассматривать как генератор звуков. Тогда как Пересыпко Герман Фёдорович опирается в своей теории на то, что это ядро, человек в смысле. Здесь мне бы хотелось узнать, насколько одна теория дополняет другую. Есть ли там место третьей теории. Например, "человек-клюв". Или эти теории настолько противоположны - ядро не может быть генератором, а генератор не может быть ядром. Давайте начнём с господина Пересыпко.

Пересыпко: Александр, вы как раз только что сказали ответ, описывая нашу соликамскую обстановку. Вы упомянули реактор. А реактор - это ядерный генератор. Моя точка зрения состоит в том, что генератор - это все мы вместе. И состоит он из ядер, которые генерируют, как в реакторе, но время взрыва откладывается, к счастью.

Шамотня: А я, в свою очередь, хочу присовокупить к вышесказанному следующее. Действительно ядро может быть как генератором, так и поглотителем генерируемых кем-либо колебаний. Это же самое можно применить к человеку. То есть в данном аспекте наши теории с моим другом Германом не особо и различны. Мы констатируем один факт. Он с близкой его научной деятельности точки зрения, я же со своей. Его интересует в основном поглощающая функция человеческого организма, восприимчивость его. В частности - рок-концерты. Меня же интересует человеческий организм, как излучатель определённой энергии, а именно звуковой. То есть, все те колебания воздуха, которые производит человеческая особь за свою жизнь, от рождения до его смерти.

Лаэртский: В таком случае я предлагаю к письмам наших радиослушателей, которых скопилось неимоверное количество. Целый курс студентов МГИМО, третий курс, тут около 20 фамилий, они спрашивают: "Не могли бы вы, профессор Глеб Макарович Шамотня, поведать нам о происхождении храпа? Что, с его точки зрения, есть храп?" Студенты пишут, что этот клёкот периодический возникает всё чаще у большого количества людей. Молодых, то есть. Если раньше храп был свойственен всё-таки таким здоровым толстым полковникам, гаишникам или женщинам с бигудями, с родинкой, с собачкой и очень больших форм, в голубых халатах с бантами, как пицца - то сейчас, по тонкому, на мой взгляд, наблюдению студентов, омолаживается контингент храпящих. То есть скоро мы дойдём до того, что груднички будут храпеть, да?

Шамотня: Вы знаете, в моей практике есть один случай, когда беременная женщина обратилась в женскую консультацию по поводу странных звуков, издаваемых в её утробе. Были проведены ... это мой товарищ работал гинекологом, делился у меня на даче за кружечкой доброго пива. Заставили бедную женщину трое суток ничего не есть, дабы вывести всё из желудка, чтобы не было никаких сомнений, что это не желудочное урчание, а что-то другое. Приложили к брюшку, собственно, высокочувствительный микрофон - и вы представляете, каково было удивление гинеколога, когда он услышал отчётливо разносящийся храп? Была сделана рентгеноскопия ей и был запечатлён на дисплее современного компьютера свернувшийся клубочком ребёночек, у которого ручки были под щёчкой - и мирно посапывал...

Лаэртский: То есть, он и издавал этот храп. Пошлёп губами и хрящом.

Шамотня: Да-да-да.

Лаэртский: Скажите, Глеб Макарович, здесь сразу возникают некоторые вопросы. Хорошо, если в данном случае у этой молодой мамы в пузике один грудничок, то мама может потерпеть это бурчание, потому что беременных постоянно, по наблюдениям нашего Института базетологии и всеведения, в лаборатории постоянно происходит у них бурчание. Это естественное состояние женского организма в этот тяжёлый период.

Шамотня: Безусловно.

Лаэртский: Мама это выдержит. Ребёночек, если он в одного там лежит и издаёт хрящевые храпы... бывает хрящевой и губной, я знаю, храп...

Шамотня: Да, более того...

Лаэртский: Ну, это позже... тут я с точки зрения гуманизма хотел - а если у неё, скажем, двойня? Или тройня там, и один из грудничков храпит? Какая вероятность того, что второй родится очень нервным и вообще фашистом будет сразу?

Шамотня: Вероятность очень высока. Я установил путём умозаключений и экспериментов, что те люди, которых вы описывали под категории тех, кому свойственен храп - они ещё в утробе матери были склонны к этому. Просто в те годы - сейчас этим людям порядка 40-50 лет - в те годы, когда они рождались, шла, собственно, война и за грохотом пушек и снарядов как бы не замечалось то, что в утробе что-то происходит... Поэтому, когда возможность двойни у женщины наблюдается - тут действительно очень опасно влияние одного храпунца (так мы их называем) на другого ребёнка, который совершенно нормален по предварительным данным. Дабы исключить влияние одного на другого, мы рекомендуем делать где-то с шестого месяца, собственно, кесарево сечение. Путём ультразвукового исследования отделяется храпунец от здорового младенца, осуществляется его отделение и дальнейшее искусственное донашивание в инкубаторах. Это, правда, стоит немного дорого, но зато вы гарантируете себя от того, что ваш ребёнок уже в утробе, один, будет оказывать плохое влияние на своего как бы брата.

Лаэртский: Хорошо. Вопрос многие наши радиослушатели задают: "Каким образом можно самостоятельно диагностировать ранний храп?" Вообще, насколько это опасно - опасно в том смысле, что каким образом следует вести себя молодой матери, если вдруг она заметила у себя эти симптомы? Ведь это может быть обычное бурчание труб желудочных, может быть храп. То есть, она может пойти, конечно, к врачу. Врач ей говорит, что да, дескать, это храпит ваш новорождённый, мама... И на этом как бы всё и заканчивается? Или всё-таки как бы - мазь там, таблетки...

Шамотня: Нет... Существует, как вы правильно заметили, несколько видов храпа. Очень правильно вами отмечено, что с храпом надо бороться уже внутриутробно. Поскольку, если запустить этот случай (пусть даже один ребёнок у мамы) - впоследствии может родиться мало того, что человек с вибрирующими носовыми перегородками, у которого нос, представляете себе, да... Плюс ко всему будет губной, собственно, раздрыг - губы, даже при хождении взрослого человека они будут вибрировать. Будет некрасиво - и только хирургическое вмешательство...

Лаэртский: Скажите, а здесь ещё мы встаём перед другой достаточно серьёзной проблемой - а именно неконтролируемое слюноотделение. То есть, оно контролируемое, но этот поток, он не будет удерживаться в пошлёпывающих губных лопастях...

Шамотня: Всё правильно.

Лаэртский: То есть, если мы видим на улице или, например, по телевидению выступает какой-то ведущий - и у него между ртом тут слюна взбивается, как в пиве - это значит, что человек храпит и лучше молодым женщинам не стремиться выйти за него замуж, потому что спать нельзя просто будет?

Шамотня: Да, но это необходимый, но не главный признак человека, который обладает храпом. Я бы хотел в данной беседе обрисовать собственно структуру храпа. Ведь почему происходит это звукоизвлечение из, казалось бы, несвойственного ноздревого отверстия? А происходит всего-навсего то, что накопленная организмом вибрация за день - рок-концерт, либо же это посещение шумного цеха, либо же просто прогулка по улице...

Лаэртский: Под метромостом.

Шамотня: Да-да-да. Все эти частотные колебания - они накапливаются в организме и аккумулируются в желудочно-кишечном тракте. То есть практически если разрезать человека живого (естественно, под наркозом), вскрыть грудную клетку, вы увидите, что помимо сердцебиения, пульсирующего сокращения сердечной мышцы, происходит также практически незаметная глазу вибрация кишечника. Кишечник служит как аккумулятор.

Лаэртский: Простите, а не может это быть...

Шамотня: Может.

Лаэртский: Понятно...

Шамотня: Так вот - всё дело в том, что во время сна организм расслабляется. Близлежащие к кишечнику ткани и полости приходят в состояние покоя.

Лаэртский: Пустоты тоже, там очень много пустот. Извините, что я вас перебиваю, всё-таки я по образованию орнитолог... Сравнили недавно - вскрытие одной больной произвели (впрочем, она уже и не больная, упокоилась) - и мы сравнили. У птиц и у человека очень симметрично расположены эти пустоши кишечные, хотя кишечник совершенно разный. Дело в том, что отношение количества потрошков к количеству пустоши - где-то один к десяти. 9/10 - потрошков и 1/10 пустоши. И эта пустошь - она у-ве-ли-чи-вается в объёме к старости! Поэтому все такие пузатые люди - им говорят, вы ляжьте на левый бок, подожмите коленки, и не стесняйтесь, ни в коем случае не стесняйтесь - травите!

Шамотня: Да. Но об этом - чуть ниже. Это тоже разновидность храпа. Генерация кишечным трактом колебаний, которые испытало человеческое тело за день. В момент расслабления мышц во время сна кишечник оказывается готовым к тому, чтоб накопленные вибрационные колебания сбросить. Сброс происходит так называемым образом похрапа. То есть возбуждение из кишечника переходит собственно в носоглотку и оттуда уже, вибрируя, носоглотка при выдохе выдаёт вот этот вот... Хотя многие этот звук любят, но большая часть населения относится к нему негативно. Кстати говоря - почему в железнодорожных купе так актуально вопрос храпа стоит? Как раз поэтому - потому что движение поезда, этот стук колёс, который якобы убаюкивает - но ведь всё это переходит путём подвесок на сам вагон и в дальнейшем уже на лежащего на полке человека. Практический совет попутный я хочу дать нашим радиослушателям - если вы собрались в дальнюю дорогу, пожалуйста, находясь в вагоне в движении, как можно меньше старайтесь лежать на полке, поскольку вы только накопите колебания вагона, они передадутся дополнительно к тем шумовым эффектам, которые вы испытаете в пути, и в конечном итоге вы не дадите просто спать своим соседям. Бывали такие случаи, когда чайник разбивали о голову того, кто храпит в купе. Может кончиться плачевно...

Лаэртский: Кстати, масса таких случаев... помню, когда я служил, это происходило на границе с Республикой Китай, то мы всем храпящим привязывали портянками, как показывают в содомистских фильмах, руки и ноги, зажимали прищепкой ноздри и выкатывали в коридор. А ещё мы делали так - однажды... хе-хе... после караула, я помню, пришли, и нас всегда заставлял ефрейтор стирать портянки. Обычно стирали, а здесь одну из портянок самому главному храпуну, как сейчас помню, фамилия у него Сало была...

Шамотня: Хорошая фамилия.

Лаэртский: Хорошая. Положили портянку на нос. Просто, ночью. Он всю ночь так же прохрапел, но как-то более нервно, а наутро его почему-то увезли с диагнозом "гепатит" в полковую лечебницу. Представляете? Токсикоз, видимо.

Шамотня: Вы просто не дали его кишечнику избавиться от накопленной за день вибрации достойным образом - и это перешло на печень.

Лаэртский: Да, вполне возможно, токсикоз. Но зато Сало закосило.

Шамотня: Кстати, да. Тут неизвестно ещё, кому пользы больше.

Пересыпко: Всем была польза...

Шамотня: Конечно, конечно. Что касается других видов храпа - мы сейчас затронули классический вид, ноздревой. Это один аспект. А о другом аспекте, так называемом губном пришлёпе, я бы хотел своего коллегу попросить рассказать, Германа.

Пересыпко: Причины всего, что с нами происходит, когда мы спим, что помним - сны, скажем - это все оттого, что мы делаем днём. Храп, о котором шла речь - это то же, аккумуляция каких-то колебаний дневных - она приводит к такой разрядке. То, что касается губных колебаний... что мы делаем губами обычно? Мы губами чаще всего едим и разговариваем.

Лаэртский: Свист ещё.

Пересыпко: Сплёвываем.

Лаэртский: Ну, такие физиологические чисто - общение...

Пересыпко: Да. Мне кажется, больше это похоже на разговор всё-таки...

Лаэртский: Вы имеете в виду храп сам?

Пересыпко: Да, то, что в процессе храпа происходит на выдохе. Потому что это - попытка что-то отдать...

Шамотня: Надо ещё отметить, что обычно таким храпом обладают люди малоразговорчивые. То есть, то, что за день не высказано...

Пересыпко: Что они как-то не успели...

Шамотня: Кстати, существует, по-моему, какое-то даже молодёжное направление... записывают ночью этот губной прошлёп скрытыми микрофонами, затем расшифровывается. Я знаю, был даже случай такой в своё время, агенты ЦРУ записали в гостинице губной вышлеп советского разведчика, как они предполагали, и после этого раскрыли всю нашу агентуру в этой стране.

Лаэртский: Кстати, я удивился, почему вы, Герман Фёдорович, не рассказали нам... У вас, на кафедре, по-моему, аудиофизики, есть как бы целая коллекция...

Пересыпко: Газодинамики.

Лаэртский: Извините... На кафедре газодинамики. Там у вас хранится огромное количество разных моделей храпа, записанных на цифровых носителях. Все они в ЭВМ есть. Это храпы, я знаю, достаточно известных людей, неизвестных... Но вот сейчас - каково количество этих храпов у вас? Я помню, вы по телефону, правда, мне заводили и все говорили: "Саша, а послушайте вот это"... Так только фанатик своего дела может - звонить среди ночи и говорить: "Саша, а послушайте вот этот храп"... а связь с Соликамском плохая, там всё и так трещит, телефонистка кричит: "Я рассоединю!", а Герман Фёдорович - то один, то другой... Вот каково это количество и платите ли вы донорам этого храпа за запись? Это, видимо, производится в лабораториях, запись храпа... Или же люди приходят сами, говорят: "У меня уникальный храп!" Это же первое в мире... можно потом сделать музей храпа.

Пересыпко: Сейчас более 10.000 образцов у нас, более 10.000 доноров, каждый из которых записал по 5, по 10 некоторые каких-то вариантов. Большая часть коллекции получается так, что не сам даже донор, а его поклонники, поклонницы приходят к нам и предлагают, чтобы мы обратились к этому человеку с таким предложением...

Лаэртский: Или приносят записи, я знаю.

Пересыпко: Да, да. Это бывает реже, конечно. У нас специальная аппаратура просто, но мы такие предложения всегда рассматриваем.

Лаэртский: Я хочу открыть маленький секрет, что при Соликамском институте ядерной физики существует поощрительный отдел. Людям-донорам выплачивают самые разные компенсации. Но самое распространённое, что все просят - это хну, которая при употреблении внутрь защищает от воздействия ядерного реактора. Женщины идут... я знаю, были же даже у вас подделки, помните - та восемнадцатилетняя студентка соликамская около 50 вариантов храпа принесла и, по-моему, Сергеев у вас лаборант, ныне покойный, как раз открыл фальшивку, что, дескать, она там и так свистела, и сяк свистела. То есть, заподозрил фальсификацию.

Пересыпко: Да, да...

Лаэртский: Всё из-за хны!

Пересыпко: Да, есть и такая сторона, конечно... Но чаще всего всё достаточно честно, хотя бывают люди, которые симулируют, то есть они не спят реально... Но сейчас мы уже достаточно хорошие специалисты, чтобы разобраться, что к чему, где фальшивка.

Лаэртский: Пришло письмо от нашей замечательной радиослушательницы Натальи Бондарчук, студентки. "Мне 18 лет", - пишет Наталья в своём письме, - "и я не могу найти себе спутника жизни, потому что (стыдно писать, но приходится) страшно храплю и все молодые люди разбегаются". У меня вопрос к обоим нашим представителям профессуры - стоит ли молодой девушке из-за этого комплексовать, лечится ли это... И, может быть, ей нужно посмотреть на ноги себе - если они, например, нуждаются в срочной эпиляции, значит, в ней много мужских гормонов и имеет смысл провести гормональный курс лечения. Либо это говорит о твёрдости характера. То есть - может ли Наталья повернуть в свою пользу весь расклад этот?

Шамотня: Я бы хотел отметить, что подавить храп на 100% невозможно. Стопроцентно не храпящий, то есть не генерирующий звуки человек (поскольку храп - это основной продукт звукогенерации человеческого тела) - это мёртвый человек. Поэтому избавиться на все сто от храпа Наталье поможет только её умерщвление... Что же касается перевода храпа в иную плоскость - то здесь наша современная наука, наши с Германом достижения в этой области могут предложить ей следующее. Рассматривая с научной позиции её проблему, я бы порекомендовал перевести её ноздревой... Ноздревой, она в письме пишет?

Лаэртский: Да, у неё сильный ноздревой храп...

Шамотня: Ноздревой, собственно, в анальный. Это может заглушить её страдания, поскольку анальный храп - он менее бросается в глаза. Ну и даже может привлечь к ней партнёров...

Лаэртский: Ну, здесь мы можем прийти к тому, что практически любое выделение человеческого тела, например сброс каната, или потение, или насморк - это тоже...

Шамотня: Согласен с вами. Но всё-таки надо поставить акцент на том, что любое физиологическое отправление человеческих надобностей является храпом только в том случае, если при осуществлении этой функции наблюдается какое-либо звуковое колебание. Буль то звуковое колебание в жидкости или же в газе. Поэтому я рассматриваю это как единое целое. Не можем же мы, в конце концов, рассматривать птицу без перьев? Так собственно, и здесь. Одно от другого неотделимо.

Лаэртский: Да, но широкие слои населения подразумевают под таким явлением, как храп... попросту говоря, даже Дарвин писал в своих рукописях: "Храп есть звукоизвлечение, вызванное струёй воздуха, проходящего сквозь хрящевые подбород... извиняюсь, цитирую по памяти, со школьной скамьи ещё помню... проходящего сквозь хрящевые перегородки ноздревых лопастей или проходящий сквозь пришлёп губных лопастей"... По Дарвину.

Шамотня: Правильно.

Лаэртский: То есть, он как бы считает, что храп - это не продукт ни в коем случае, а только звукоизвлечение... Вполне возможно, если усилить какой-то мощной современной звукоусилительной аппаратурой процесс выделения пота - например подлепить чувствительный микрофон ей под мышку, завернуть её в целлофан и начать гонять по Чистопрудному бульвару кругами - то возможно, что мы услышим звуки Ниагарского водопада, собственно...

Шамотня: Я очень рад. Это как раз предвкусило мою мысль... все вами сказанное подтверждает взаимосвязь всех отправлений человеческого организма, объединив их под одним наименованием "храп". Ведь что по сути своей есть потоотделение? Это выделение жидкости с поверхности тела в атмосферу. Храп - это извлечение звука, то есть выделение колебаний газа в атмосферу. Что есть своего рода анальный выхлоп - то же самое... Поэтому эти три основных аспекта (сюда можно включить дополнительно отсморк либо же слёзоотделение) - всё это, по сути, разновидности одного и того же храпа. Но тревожат человека только два - ноздревой и анальный. Поскольку с точки зрения современного человека это выглядит не очень, так скажем... Не радует глаз.

Лаэртский: Понятно. Только что нам референты принесли записку, которую нам передал наш заоконный слушатель, который смотрит на нашего сурдопереводчика, увеличенного линзой стёкол, это... щас... Сергей Матвеевич Живаго прислал записку. Он спрашивает: "Что же тогда получается по вашей теории ушная сера? Что является ушной серой?" Пишет господин Живаго в своей записке, что только вчера он был у доктора, ему таким здоровым шприцом как вдули - у него пробка вылетела прям из ушей здоровая... "Что это было... мама?" - спрашивает Живаго... Мама - это, видимо, мы все здесь, потому что мы как мать родная для многих...

Шамотня: Очень отрадно это слышать...

Лаэртский: Конечно!

Шамотня: Я хотел бы немножечко разделить понятия ушной серы как таковой и назначения её в организме... Ушная сера...

Лаэртский: Да, извините, извините... сестра Живаго, Маргарита Живаго тоже пишет: "Мама... как же так, все привыкли, что сера - это то, что на спичке. Я пыталась наматывать из уха эту всю штуку"...

Шамотня: Она не горит...

Лаэртский: НЕ ГОРИТ! Она тоже так пишет...

Шамотня: Сера - это литературное название...

Лаэртский: Я помню, у Толстого что-то такое было, но...

Шамотня: Целая поэма была, ну, мы сейчас не будем о литературе... Существует два аспекта, в которых я рассматриваю этот продукт человеческого организма. Первый аспект - это аспект, вливающийся в мою теорию о храпе. Сера - это та ступень, через которую проявляется так называемый ушной храп. Он малозаметен и я могу положа руку на сердце сказать, что 99,9% людей и не подозревали о его существовании... Тем не менее он есть у каждого.

Лаэртский: Простите, сейчас молодые мамы все всполошились, побросали памперсы с подгузниками и полезли к своим чадам вновь рождённым розовым в уши. И все кричат в один голос: "Врёте вы, нет там никакой серы!"

Шамотня: Я ещё о втором аспекте не сказал. Второй аспект - чисто физиологический. Для извлечения звука - это первое, для чего необходима организму сера. А организм человека так устроен, что он приспосабливает все свои естественные функции под какое-то двойное или даже тройное назначение. Всем известно, что тот же канат, помимо очищения полостей кишечника знаменит ещё и тем, что отпугивал в древние времена диких животных от человека, то есть метил территорию. Каждая функция, которую отправляет или осуществляет человеческий организм - она многогранна. Так же и с серой. Первое (я это ставлю на первое место, возможно, Герман не согласится) - это дополнительная разгрузка кишечника от вибраций... но это низкочастотные колебания, они не слышимы человеческим ухом, частота порядка 0,5 или даже 0,1 Гц. А второе, наиболее зримое глазу и наиболее привычное нам - аспект выделения серы - это избыток смазки при движении века в глазнице.

Лаэртский: Ну, понятно, голова - это же всё очень связано...

Шамотня: Да-да-да. Глазками двигают все, нет, как правило, людей, который в одну точку смотрят... Хотя есть такие люди, у них действительно серы меньше.

Лаэртский: Я позволю себе вспомнить одну историю. Когда я заканчивал физфак МГУ, у нас учился такой студент - Иосиф Гоголь. У него постоянно была такая птичья болезнь сморга. Он всё время часто смаргивал - был свет, не было света... Даже ночью он никогда глаза закрытыми не держал - постоянно моргал. Мы проверяли. И из-за этого у него была эта проблема с серой. То есть он не мог слушать такие тампаксообразные наушнички к плееру, всегда одевал большие, а когда снимал их, у него прямо там сыпалось. И однажды он выиграл... у нас было на курсе 32 человека вместе с Гоголем - он выиграл, соответственно, 31 ящик пива. Знаете, за что?

Шамотня: Нет, очень интересно...

Лаэртский: Он отпустил серные канаты из ушей длиной до плеч. Представляете? И ходил с ними. Сейчас, кстати, куда-то в ваши края подался, Герман Фёдорович, куда-то в Якутию. Ну, ближе к Соликамску... Простите - а что же такое эти катышки, которые по утрам в углах глазниц и как с ними бороться? Вычёсывать - нельзя. Можно делать так... если вы страдаете жёлтыми катышками по утрам в углах глаз, два вида есть борьбы. Первый - ставьте кипятильник на ночь, наливайте воды. Эти катышки поутру, если влажность низкая, могут застынуть и приобрести такую твёрдую форму. Поэтому при ковыре ихнем вы можете повредить глазное яблоко попросту. Либо вам придётся очень долго держать голову в тёплой воде, пока они сами не оттают. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ВЫТАСКИВАЙТЕ ИХ ПАЛЬЦЕМ! Это я говорю, как человек, закончивший в своё время факультет... по глазам.

Шамотня: Совершенно верно всё вами сказанное... Дополнительно могу пояснить следующее - что глазной налёт, который образуется по утрам...

Лаэртский: Извините, что я всё время встреваю - это то вещество, которое веки стирают с белка, что ли?

Шамотня: Не совсем. Частички того вещества присутствуют, но тут я немножечко недоговорил. Сера - это смазка, которая находится на внутренней стороне глазного яблока.

Лаэртский: А-а-а...

Шамотня: Которая обращена к мозгу. Поскольку она слишком густая - она не может присутствовать на наружной стороне глазного яблока, которая обращена к зрителям.

Лаэртский: Но какая-то часть, видать, по утрам...

Шамотня: Для смазки между веком и непосредственно глазным яблоком используется более жидкая смазка, которую мы называем слезой. И вот испарения этой слезы как раз и вызывают белый налёт, поэтому я рекомендую... в плане воды то, что вы говорили - это верно, но тем не менее постарайтесь в течение часа перед сном не моргать.

Лаэртский: Но существует теория, что слёзы не являются дополнительной смазкой, а это как бы своего рода тосол. Потому что если будет сухое веко тереть по сухому глазу...

Шамотня: Многофункционально, да...

Лаэртский: То есть - там это всё совмещено.

Шамотня: Да, и более того - я могу еще сказать, что рассматриваю слёзоотделение, как и остальные физиологические функции организма тоже в какой-то степени как храп. Поскольку что бы мы ни говорили - а хлопанье веками издаёт определённый звук. Просто для человека это кажется настолько естественным, что он не обращает на это внимания.

Лаэртский: Кстати, хотелось сказать - поскольку я занимался длительное время орнитологией, мы исследовали птиц различных на наличие у них в ушных отверстиях... Ну, у них ушей-то нет за исключением некоторых пород. У них есть отверстия ушные недалече от глаз, у кого под глазами, у кого к клюву ближе. Зависит от породы птицы и так далее. На предмет серы. И не нашли - у птиц нет серы! Почему - потому что у них глаза проворачиваются у большинства, смазка происходит не веком, а внутриголовной жидкостью.

Пересыпко: Взять хотя бы филина.

Лаэртский: Да, но не нашего друга хорошего...

Пересыпко: Не моего заместителя, конечно.

Лаэртский: Отдельный вопрос пришёл от студентов пищевого института московского, Московского института пищи. Тут так и написано. А может быть "пищи" - это имени Пищи.

Шамотня: Да, есть такой. Хотя они все сейчас колледжами какими-то называются.

Лаэртский: "Пищи" - это, наверное, главный их. Тут непонятно. Имени Пищи, от имени Пищи... Ну, в общем, из института пришло письмо. Студентки пишут: "Дело в том, что мы все достаточно молоды". Ну, понятно - студентки. "И у нас в последнее время... - тоже, видать, стыдно об этом писать... - у нас происходит повальное увеличение объёма копчикового сала у каждой"... Я поясню. Есть, скажем, пот на залысинах - так мы его называем. На самом деле это не пот на залысинах, а залысиковое, значит, сало. Залысинное. Так же и копчик - он не потеет, а выпускает сало. Там же... ну, это долгая история, рентген мы делали ей. У них же - хоть ножом соскребай и на масло мажь. Так и пишут студентки Пищи.

Шамотня: Всё правильно. Это достаточно серьёзная патология. В моей практике встречались такие случаи, я предложил на теоретическом уровне кардинальный способ - помогло некоторым нашим коллегам, с которыми я работал, делал диссертации. Так вот - что я хочу порекомендовать. Во-первых, давайте обозначим, отчего это происходит. Неудачный...

Лаэртский: Брак?

Шамотня: Неудачное сочетание анального храпа с губным порождает...

Лаэртский: Так нет, Глеб Макарович, известно, что копчиковое сало - это целиком прерогатива слабой половины...

Шамотня: Безусловно, безусловно. Я хотел сказать, у кого порождает. Порождает у женщины это сочетание, в отличие от мужчины, у которого трубчатые кости не полые, а заполнены костным мозгом...

Лаэртский: У женщин там пустоты.

Шамотня: И за счёт этого вибрация гасится. Взаимный резонанс. У женщин же наоборот...

Лаэртский: Все равно что пустой пакет молока или мешок с картошкой. Мужчина в данном случае - мешок с картошкой. Лучше даже с глиной. Больше похоже - масса очень большая.

Шамотня: Плотность, удельный вес...

Пересыпко: Но если уж вгонишь в резонанс - могут быть разрушения серьёзные...

Шамотня: У мужчин этого не наблюдается. Так вот, у женщин, наряду с тем, что им свойственна полостность костей, им свойственна и полостность тушки. Именно выделение сала на копчике образуется из-за того, что полости, которые находятся в брюшине женщины, издают дополнительные резонансные колебания. Точно диагностировать это возможно, только подключив к осциллографу женщину. Дать первоначальный импульс и посмотреть, какая реакция организма будет.

Лаэртский: Насколько произойдёт выделение.

Шамотня: Да. А вообще я бы порекомендовал попробовать им сдерживать всё-таки анальный выхлоп каким-либо образом, то есть постараться меньше увлекаться этим на какое-то время.

Лаэртский: Но ведь может произойти токсикоз... Внутрижелудочный, потому что это же всё достаточно токсично.

Шамотня: Всё правильно... Я могу порекомендовать только ритмичный режим ввести...

Лаэртский: Как бы у-шу выхлопа.

Шамотня: Да. То есть - в 8 утра, в 8 вечера. Два раза в день можно себе позволить пятиминутный выхлоп. А на протяжении остального дня стараться сдерживаться.

Лаэртский: Скажите, а... У нас на кафедре базетологии при Институте всеведения проводились такие эксперименты - насколько сейчас участилось число выхлопов у современного человечества в сравнении, скажем, с временами Петра I. Мы пришли к выводу, что сейчас это происходит чаще, но короче. Тогда, например, какой-нибудь там Пётр I, он мог, извините, травануть один раз, но очень мощно. И как бы его желудок - он был больше похож на желудок животного. Сейчас человек более сложно устроен, поэтому мне кажется, Глеб Макарович, что ваш совет все воспримут неоднозначно, поскольку позывы чаще...

Шамотня: Это женщин касается...

Лаэртский: А возрастную категорию как бы...

Шамотня: Возрастную категорию - здесь надо быть несколько более аккуратным. Почему - пожилым людям хотя и свойственна режимность, но их мучает частая бессонница. Здесь я бы порекомендовал перевести все эти позывы... свести к тому, чтобы производить ночной выхлоп. То есть в течение дня не увлекаться, поскольку в ночное время пожилой человек как бы в лежачем положении и дополнительного резонанса не получится. Основное - попытаться при моменте анального выхлопа зажимать нос.

Лаэртский: Ещё существует такая теория у многих современных учёных, что если бы современный человек вдохнул бы выхлоп, который произвёл современник Петра I, то это воспринималось бы современным человеком, как аппарат "Горный воздух". Действительно ли этот так?

Шамотня: В какой-то степени я с этим согласен. Дело в том, что тот аппарат, о котором вы сказали, он что делает - он ионизирует находящийся в квартире воздух... Ничего, кроме насыщения его положительными электронами, он не даёт. Питание во времена Петра I заключалось...

Лаэртский: Было скудное. Скудное - картошка или ботва

Шамотня: Естественно, да.

Лаэртский: Утки были.

Шамотня: Заметьте - картофель был практически необработанный - это ведь только в прошлом веке научились картошку варить, и только в нынешнем - жарить.

Лаэртский: То есть, практически чистый крахмал.

Шамотня: Да. Попробуйте, сейчас поешьте чистую картошечку - у вас тоже будет будь здоров...

Лаэртский: Скажите, Герман Фёдорович, я знаю что всем сотрудникам вашего Соликамского института ядерной физики выдают как бы заказы, и в этих заказах там молоко за вредность, такое-прочее... Хна опять же. И вы почему-то заставляете именно ваших сотрудников, сотрудников кафедры прикладной газодинамики съедать в день по столовой ложке крахмала. Какое это оказывает влияние на организм и с какой целью вы это делаете? Или в условиях Соликамска это полезно - может быть, москвичам тоже стоит... по две ложки съедать, например, или вообще отказаться от крахмала. То есть - ваше отношение к крахмалу?

Пересыпко: Я думаю, что это чисто наша местная проблема. Москвичам не стоит менять своё отношение к пище. Достаточное количество картошки, которое имеется в Москве, вполне замещает то, что мы у себя реализуем таким образом.

Шамотня: Герман еще не упомянул... хотя он крахмалом и заставляет питаться всех своих подчинённых, но соль у вас вообще на стол не подаётся. Ни в одном из блюд, которые приготовлены в вашей заводской столовой, также не добавляется...

Пересыпко: У нас соли достаточно в воздухе... Поэтому потребление происходит кожей.
 

 1   2 

  laertsky.com  |  монморанси  |  1997
подсчетчики

 

Александр Лаэртский: laertsky@mail.ru. Администрация сайта: vk@laertsky.com.
По всем деловым вопросам пишите на любой из этих адресов.
При использовании оригинальных материалов сайта просьба ссылаться на источник.
Звуковые файлы, размещённые на сервере, предназначены для частного прослушивания.
Несанкционированное коммерческое использование оных запрещено правообладателем.
  laertsky.com     msk, 1998-2023